«Карамазовы» и карамазовщина

 
Константин Богомолов – безусловный нюсмейкер года. Пожалуй, и нет сейчас другого режиссера в столице, чье творчество вызывало бы столь же противоречивые отклики. Год назад вышел «Идеальный муж», завоевавший «Звезду Театрала», а в начале декабря в афише МХТ добавились «Карамазовы», сопровождавшиеся скандалом. «Театрал» задал вопрос экспертам: как вы относитесь к творчеству Богомолова?

Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы»:


– Богомолов, безусловно, талантливый человек. Но меня не покидает ощущение феномена голого короля. Конечно, на эпатаже можно и нужно делать карьеру. Это одно из самых выразительных средств режиссуры. И Станиславский эпатировал в свое время театральное болото Москвы, затем России, Европы, Америки… Однако для меня такие авангардные режиссеры, как Юрий Бутусов, Андрей Могучий по их умению сочинять и строить спектакль, по владению профессией – гораздо выше. Что мне спешить на спектакль «Карамазовы», если я еще не успел посмотреть работы реально выдающихся режиссеров? Что мне тратить свои пять часов на Богомолова? Про него я уже все понял. Вероятно, я пойду на этот спектакль, но позже. Большого рвения нет. Мне «Идеального мужа» было достаточно. Тут как в ресторане. Первое блюдо я уже ел. Опять первое? Хочется уже второе и десерт.

Отталкивают его самоповторы, он упивается своими приемами: вот хочу и буду еще 30 минут испытывать ваше терпение. Идет долгий пролог, я сижу и жду, когда же начнется спектакль? Но пролог переходит во вторую часть, в третью… Он все идет и идет. Меня словно хотят добить. А я не получаю никакой информации – ни смысловой, ни эмоциональной. Дальше идет пародия на «Трех сестер», которая мне ясна за 3 минуты. Идет 30 минут! Надо мной словно глумятся: не хочешь – не смотри. Кто-то от этого реально ловит удовольствие, а я скучаю.

С другой стороны, мне нравится, что Богомолов вызывает разные споры, что одни им восхищаются взахлеб, а другие аргументированно говорят о его непрофессионализме. Он и гений, он и бездарь – такой царит плюрализм. Кто-то спорит: позволительно ли так эпатировать именно на главной драматической сцене Москвы? Думаю, что сцена МХТ давно перестала быть хранилищем традиций. Здесь допустимо абсолютно все! Это стратегия Олега Табакова – сделать МХТ живой разножанровой площадкой, открытой для экспериментов. Главное – за эту программу зрители голосуют рублем. Самый весомый аргумент. Кто-то ходит на Богомолова, кто-то на спектакли Марины Брусникиной. Если сегодня Богомолов провоцирует людей на покупку билетов, значит, Табаков – выдающийся худрук.

Я считаю, что давно нужно было бы дать Богомолову свой театр. Не находите, что это красивая идея? В Москве столько театров, где в принципе отсутствует режиссура как таковая. Сразу будет видно, ходят на него или нет? Вызовет ли он долгий устойчивый интерес театральной Москвы? Будет ли интерес со стороны крупных международных фестивалей? Хотя, вероятно, в первую очередь надо бы дать театр Крымову, Васильеву, Бутусову…

Кто-то спорит: позволительно ли так перекраивать Достоевского? Это ошибка критиков. Достоевский – он на книжной полке. А здесь – спектакль Богомолова, где текст – один из строительных материалов. Это дом Богомолова, построенный из самых разных материалов. Текст классика – это фарш, из которого режиссер печет котлетки. А в другом театре из этого же фарша сделают пирог с мясом или люля-кебаб. А где-то Достоевский – всего лишь один из компонентов супчика.

Алла Демидова:


– «Карамазовы» – серьезное театральное событие. Это настоящий театр. Талантливая режиссура, великолепные актерские работы. Смущает только эклектика. Первый акт – просто безупречно сделан. Второй и третий не менее любопытны, но они в разных жанрах. Второй акт сделан как американский комикс. Третий акт – неторопливый, даже медленный, с хорошо разработанными диалогами, продуманной драматургией. Актеры тут раскрываются, играют великолепно. Однако второй и третий акт вполне можно было бы выделить в отдельные спектакли, самодостаточные и блестящие. Пятичасовой спектакль нуждается в более стройной композиции. Потому что на такой дистанции зритель устает: от медленного ритма 2-го и 3-го актов, от режиссерских придумок, пусть даже и талантливых. Зритель устает даже от Достоевского! Хорошо бы здесь прошлась рука большого мастера, чтобы смонтировать все более гармонично, все в едином жанре. Очень понравилась сценография Ларисы Ломакиной. Давно не видела в театре такой продуманной блестящей работы художника, как в «Карамазовых».

Артемий Троицкий, музыкальный критик:


– Я понимаю, почему «Карамазовы» стал нашумевшим спектаклем. Думаю, все постановки Константина Богомолова вызывают ажиотаж, поскольку он мощный режиссер, который делает яркие и провокационные вещи. А спектакль «Карамазовы» мы с женой Верой обязательно посмотрим еще раз через несколько месяцев.

На самом деле мы ломанулись на премьеру во многом из-за ходивших слухов о том, что эту постановку вообще снимут, мы боялись, что больше никогда ее не увидим.

На мой взгляд, спектакль еще довольно сырой. Там есть фантастические сцены, а есть явные провалы. Поэтому должно пройти некоторое время, прежде чем он окончательно склеится, устаканится, что-то оттуда «выпадет», что-то новое, может, появится. Тогда это будет фантастический спектакль. Такой же как, например, «Идеальный муж», который получил «Звезду Театрала».

Марк Розовский, худрук театра «У Никитских Ворот»:


– Мало достойных изданий, где можно получить представление о премьере, грамотный анализ. Поэтому информация распространяется на уровне слухов, эпатажных заявлений. У режиссеров нет трибуны, где можно было бы обмениваться впечатлениями.

Например, Мейерхольд в свое время вызывал споры. Было хорошей традицией прессы публиковать разные точки зрения. Сейчас критики что-то видят, что-то упорно замалчивают. Поэтому скандал вокруг спектакля становится беспроигрышным инструментом привлечения всеобщего внимания. Но если вышла премьера спектакля «Карамазовы», то для меня важнее в первую очередь узнать мнение специалистов по Достоевскому, чем информацию о скандалах в МХТ. Хочется почитать мнения авторитетных критиков. Почему бы не вспомнить о первой постановке романа Достоевского в начале ХХ века в Художественном театре?

Константин Богомолов – серьезный режиссер, умный и образованный. Его потенциал огромен. Например, его спектакль «Процесс» по Кафке – очень зрелая режиссерская работа. Однако если к серьезному взгляду добавляется эпатаж, то мне становится скучно. Был Мейерхольд, а есть мейерхольдики. Вот в чем проблема.

Я как зритель открыт для новаций. Любые новации возможны на академической сцене, но они должны быть мотивированы. К сожалению, зачастую именно бессмысленный театр нам предлагают как новый язык, новое слово в искусстве.

Я обязательно посмотрю спектакль, но дождусь момента, когда схлынет нездоровый ажиотаж. Не хочется бросаться в воронку скандала, попадать в эти вихри...

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также