Скандал как зеркало процесса

«Театрал» составил топ самых эпатажных спектаклей российской провинции

 
Вряд ли руководители театров заранее планируют скандальный шлейф, который потянется за постановкой. Тем более еще неизвестно, к чему это приведет – к аншлагам или к судебным искам.

«Гамлет»


Режиссер: Олег Нагорничных
Государственный академический театр драмы им. Савина (Сыктывкар)


Сам театр предварил постановку так: «Решение спектакля кроется в современном прочтении пьесы. Основная мысль, которую мы хотим донести до зрителя: страсти шекспировских времен – это не отдаленное прошлое, а наша сегодняшняя жизнь».

Однако юриста и члена Общественной палаты Республики Коми Александра Щиголева отдельные сцены спектакля смутили. В особенности куплеты могильщиков и эпизод, в котором Офелию насилуют на рояле. Зритель подал в суд, потребовав компенсацию за купленные билеты (800 рублей) и за моральный ущерб (10 тыс. рублей). Впрочем, суд его жалобу отклонил, признав тем самым постановку художественно обоснованной. Спектакль по-прежнему играется в Сыктывкаре несколько раз в месяц.

«Старый квартал»


Режиссер: Вилюс Малинаускас
«Пятый театр» (Омск)


Персонаж пьесы Уильямса, как, впрочем, и многие другие его герои, является представителем нетрадиционной сексуальной ориентации. А потому омские блюстители нравственности тут же подвергли спектакль жесточайшей критике. Так, некий Лев Степаненко, представляющийся священником, в своей статье «Князья содомские – театры омские» отозвался об авторе пьесы, давно вошедшем в мировую драматургию, как о «старом наркомане и педерасте». Далее он пишет: «Впервые в омских театрах спектакль посвящен гомосексуалистам, несмотря не только на вопиющую безнравственность, но и на уголовщину, поскольку Госдума приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. До сих пор в спектаклях встречались только намеки на них, теперь же создан прецедент, взят очередной барьер порока – ликует дьявол».

Статьями дело не ограничилось. Во время фестиваля «Молодые театры России», проходившего в мае 2013 года, часть зрительской аудитории бомбардировала гневными письмами местную администрацию. Однако исполнитель главной роли Сергей Шоколов получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль, а «Старый квартал», как весьма качественная и достойная работа, остается в репертуаре «Пятого театра».

«Гамлет»


Режиссер: Александр Огарев
Краснодарский академический театр драмы им. Горького


Крах мироздания здесь начинался с краха семьи, с домашних предательств и обманов. Не это ли ближе и понятнее каждому? Не это ли заставляло Гамлета – Андрея Харенко переходить от недоумения и разочарования к отчаянному озлоблению финала, когда он, словно лишившись рассудка, оставил на сцене гору трупов. Человек превратился в зверя, зверь погиб, дальше – тишина… Краснодарские актеры активно включились в режиссерские эксперименты и продемонстрировали свою состоятельность.

Но оказалось, что в «казачьей столице» все эти новации не пришлись ко двору. Эпатажем сочли появление на сцене обнаженного актера, притом что эта мизансцена была вписана в концепцию спектакля. Ощутимым было недовольство директора театра Татьяны Кривошеевой. А представительница местного критического цеха в интернет-дискуссии заявила: «Такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару». В результате Огареву летом 2013 года пришлось, не дожидаясь окончания контракта, оставить должность и Краснодар. Вслед за ним ушли актеры. Спектакль был снят с репертуара.

«Екатерина Ивановна»


Режиссер: Евгений Марчелли
Российский государственный академический театр драмы им. Волкова (Ярославль)


Марчелли обозначил жанр своего спектакля: «драма с разрывом». И не обманул ожиданий. Разрывам и надрывам тут нет числа. Если бьют, то наотмашь, головой о стену, телом об пол. Если «срывают покровы» с чувств и мыслей, то в прямом смысле слова. Любят и ненавидят насмерть. Психология смиренно спасовала под натиском агрессивной физиологии. Зачем слова, коль их можно заменить животным совокуплением? Зачем глаза, когда можно сразить наповал прочими частями прекрасного тела Екатерины Ивановны, полностью обнаженного и выставленного напоказ? Ну как тут было не растеряться зрителям, еще не успевшим привыкнуть к своеобразной эстетике режиссера?

Но все же «Екатерине Ивановне» повезло. Несмотря на зрительские возмущения, спектакль остался в репертуаре и получил ряд театральных наград.

Kill


Режиссер: Тимофей Кулябин
Театр «Красный факел» (Новосибирск)


Спектакль Kill по мотивам шиллеровского «Коварства и любви» (фото на странице слева), конечно, вызывает полемику, но остается в репертуаре театра, поскольку театральный Новосибирск привык к новациям.

Главное раздражение консервативной части публики вызвала видеоинсталляция. «Ее мы снимали заранее, – рассказывает Тимофей Кулябин. – Причем учитывали опыт Ницше и венских акционистов. Эти художники 60-х годов прошлого столетия работали с плотью, кровью, религиозной символикой. Мы взяли актрису Дарью Емельянову, исполняющую роль Луизы Миллер, и облили ее красным соком, предварительно закрыв ей глаза скотчем. Потом повязка снималась, а эти глаза фиксировались на камеру. В фойе выставлены два монитора. На одном демонстрируется эта инсталляция. И присутствует атрибутика, которая была задействована в съемке: окровавленный крест, реквизит. А на кресте, в том месте, где должна быть голова распятого, установлен второй монитор, показывающий те самые глаза актрисы, которые мы сняли. И они смотрят прямо на тебя. Мы, честно говоря, опасались, что многие зрители, особенно старшего поколения, прямо здесь развернутся и уйдут. Но нет, обошлось. Билеты продаются хорошо. Хотя представители существующего в городе «Народного собора» назвали меня сатаной».

Эта инсталляция, кстати, существует не сама по себе, а вводит зрителя в пространство спектакля, ведь в концепции режиссера эта шиллеровская история – о жертве и жертвенности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также