Скандал как зеркало процесса

«Театрал» составил топ самых эпатажных спектаклей российской провинции

 
Вряд ли руководители театров заранее планируют скандальный шлейф, который потянется за постановкой. Тем более еще неизвестно, к чему это приведет – к аншлагам или к судебным искам.

«Гамлет»


Режиссер: Олег Нагорничных
Государственный академический театр драмы им. Савина (Сыктывкар)


Сам театр предварил постановку так: «Решение спектакля кроется в современном прочтении пьесы. Основная мысль, которую мы хотим донести до зрителя: страсти шекспировских времен – это не отдаленное прошлое, а наша сегодняшняя жизнь».

Однако юриста и члена Общественной палаты Республики Коми Александра Щиголева отдельные сцены спектакля смутили. В особенности куплеты могильщиков и эпизод, в котором Офелию насилуют на рояле. Зритель подал в суд, потребовав компенсацию за купленные билеты (800 рублей) и за моральный ущерб (10 тыс. рублей). Впрочем, суд его жалобу отклонил, признав тем самым постановку художественно обоснованной. Спектакль по-прежнему играется в Сыктывкаре несколько раз в месяц.

«Старый квартал»


Режиссер: Вилюс Малинаускас
«Пятый театр» (Омск)


Персонаж пьесы Уильямса, как, впрочем, и многие другие его герои, является представителем нетрадиционной сексуальной ориентации. А потому омские блюстители нравственности тут же подвергли спектакль жесточайшей критике. Так, некий Лев Степаненко, представляющийся священником, в своей статье «Князья содомские – театры омские» отозвался об авторе пьесы, давно вошедшем в мировую драматургию, как о «старом наркомане и педерасте». Далее он пишет: «Впервые в омских театрах спектакль посвящен гомосексуалистам, несмотря не только на вопиющую безнравственность, но и на уголовщину, поскольку Госдума приняла закон о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. До сих пор в спектаклях встречались только намеки на них, теперь же создан прецедент, взят очередной барьер порока – ликует дьявол».

Статьями дело не ограничилось. Во время фестиваля «Молодые театры России», проходившего в мае 2013 года, часть зрительской аудитории бомбардировала гневными письмами местную администрацию. Однако исполнитель главной роли Сергей Шоколов получил на фестивале приз за лучшую мужскую роль, а «Старый квартал», как весьма качественная и достойная работа, остается в репертуаре «Пятого театра».

«Гамлет»


Режиссер: Александр Огарев
Краснодарский академический театр драмы им. Горького


Крах мироздания здесь начинался с краха семьи, с домашних предательств и обманов. Не это ли ближе и понятнее каждому? Не это ли заставляло Гамлета – Андрея Харенко переходить от недоумения и разочарования к отчаянному озлоблению финала, когда он, словно лишившись рассудка, оставил на сцене гору трупов. Человек превратился в зверя, зверь погиб, дальше – тишина… Краснодарские актеры активно включились в режиссерские эксперименты и продемонстрировали свою состоятельность.

Но оказалось, что в «казачьей столице» все эти новации не пришлись ко двору. Эпатажем сочли появление на сцене обнаженного актера, притом что эта мизансцена была вписана в концепцию спектакля. Ощутимым было недовольство директора театра Татьяны Кривошеевой. А представительница местного критического цеха в интернет-дискуссии заявила: «Такой режиссер, как Александр Огарев, не нужен Краснодару». В результате Огареву летом 2013 года пришлось, не дожидаясь окончания контракта, оставить должность и Краснодар. Вслед за ним ушли актеры. Спектакль был снят с репертуара.

«Екатерина Ивановна»


Режиссер: Евгений Марчелли
Российский государственный академический театр драмы им. Волкова (Ярославль)


Марчелли обозначил жанр своего спектакля: «драма с разрывом». И не обманул ожиданий. Разрывам и надрывам тут нет числа. Если бьют, то наотмашь, головой о стену, телом об пол. Если «срывают покровы» с чувств и мыслей, то в прямом смысле слова. Любят и ненавидят насмерть. Психология смиренно спасовала под натиском агрессивной физиологии. Зачем слова, коль их можно заменить животным совокуплением? Зачем глаза, когда можно сразить наповал прочими частями прекрасного тела Екатерины Ивановны, полностью обнаженного и выставленного напоказ? Ну как тут было не растеряться зрителям, еще не успевшим привыкнуть к своеобразной эстетике режиссера?

Но все же «Екатерине Ивановне» повезло. Несмотря на зрительские возмущения, спектакль остался в репертуаре и получил ряд театральных наград.

Kill


Режиссер: Тимофей Кулябин
Театр «Красный факел» (Новосибирск)


Спектакль Kill по мотивам шиллеровского «Коварства и любви» (фото на странице слева), конечно, вызывает полемику, но остается в репертуаре театра, поскольку театральный Новосибирск привык к новациям.

Главное раздражение консервативной части публики вызвала видеоинсталляция. «Ее мы снимали заранее, – рассказывает Тимофей Кулябин. – Причем учитывали опыт Ницше и венских акционистов. Эти художники 60-х годов прошлого столетия работали с плотью, кровью, религиозной символикой. Мы взяли актрису Дарью Емельянову, исполняющую роль Луизы Миллер, и облили ее красным соком, предварительно закрыв ей глаза скотчем. Потом повязка снималась, а эти глаза фиксировались на камеру. В фойе выставлены два монитора. На одном демонстрируется эта инсталляция. И присутствует атрибутика, которая была задействована в съемке: окровавленный крест, реквизит. А на кресте, в том месте, где должна быть голова распятого, установлен второй монитор, показывающий те самые глаза актрисы, которые мы сняли. И они смотрят прямо на тебя. Мы, честно говоря, опасались, что многие зрители, особенно старшего поколения, прямо здесь развернутся и уйдут. Но нет, обошлось. Билеты продаются хорошо. Хотя представители существующего в городе «Народного собора» назвали меня сатаной».

Эта инсталляция, кстати, существует не сама по себе, а вводит зрителя в пространство спектакля, ведь в концепции режиссера эта шиллеровская история – о жертве и жертвенности.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также