Куда катится «Глобус»

 
О кризисе репертуарного театра в Великобритании разговоры идут не первый год: государство, пустив театры в свободное плавание, поставило их в непростые условия: выживает тот, кто умеет зарабатывать.
Впрочем, у легендарного театра «Глобус» жизнь складывается совершенно особым образом: с одной стороны, спасает имя Шекспира (именно на этой сцене в XVI веке ставились первые пьесы великого драматурга), а с другой – художественный руководитель театра Доминик Дромгул придумал для «Глобуса» целый свод законов, которые помогают ему развиваться вне зависимости от государства. О том, как это удается, худрук рассказал «Театралу» в преддверии 450-летия со дня рождения Шекспира.

– Мистер Доминик, мне кажется, я знаю секрет вашего театра: государство «Глобусу» не помогает, но, безусловно, помогают спонсоры…

– Ошибаетесь. Мы не получаем от спонсоров ни единого цента. И выживаем только за счет продажи билетов. Хотя слово «выживаем» здесь неуместно. Мы не просто выживаем, а получаем солидную прибыль, которую вкладываем в образовательные и исследовательские проекты, но и, конечно, часть этого дохода идет на техническое оснащение нашего здания. Мы можем рассчитывать только на себя.

– А как в таком случае строится репертуар? Отдаете ли вы предпочтение пьесам, которые делают кассу?

– Да, мы думаем об этом. Но здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны, любимые зрителями «Ромео и Джульетта» и «Сон в летнюю ночь», а с другой – экспериментальные постановки.

Кстати, мы ведь ставим не только Шекспира, но и современные пьесы и любим рисковать, потому что театр время от времени должен провоцировать зрителей, показывать им что-то новое. Без этого не бывает развития. Но делать это надо грамотно, поэтому тот самый «баланс» тщательно прогнозируется специалистами: мы заранее продумываем, сколько новых пьес мы сможем поставить, какие международные проекты запустим и какова должна быть доля классического шекспировского репертуара.

– Получается, что кризис репертуарной системы вас миновал. Наверное, артисты других театров часто просятся на работу в «Глобус»?

– Да, недостатка в артистах мы не испытываем. Но здесь у «Глобуса» принципиальное правило: у нас нет постоянной труппы и бессрочных договоров, от которых стонут российские театры. Все строится гораздо проще: с каждым артистом заключается контракт на конкретную постановку. И когда постановка сходит с репертуара, с артистом прощаются.

– Но все же «Глобус» театр легендарный. Нужно ли как-то особенно готовить артистов к игре на его сцене? Ответственность ведь колоссальная…

– Многие действительно говорят, что выступать на нашей сцене страшно: слишком уж «давит» история. Вы правы, спектакль в «Глобусе» – это всегда вызов для актера. Мы это знаем и стараемся подбирать команду таким образом, чтобы рядом с новичками были те, кто уже здесь играл.

А если говорить о внутренних правилах, то я всегда требую от артистов, чтобы они понимали, о чем играют. В «Глобусе» актер не может спрятаться за декорацию или в тень, он всегда на виду, поэтому важно чувствовать себя уверенно и ощущать нашу поддержку.

– Есть ли какие-то правила выживания на сцене «Глобуса»?

– Мы не вызываем актеров на сцену по радиосвязи, они сами следят за ходом действия и выбирают момент, когда должны появиться. Поэтому они должны быть максимально внимательны и сами о себе заботиться. Но в то же время они должны заботиться и друг о друге. «Глобус» – не место для соревнования и актерских амбиций. Находясь на сцене, нужно заботиться о партнерах, поддерживать их. Нужно быть единой дружной командой, иначе спектакль не удастся.

– В общем, все по Станиславскому…

– Разумеется.

– А есть ли к режиссерам особые требования?

– Мы приглашаем восемь режиссеров в год и стараемся брать тех, кто работает с «новой драмой». В Лондоне есть театр The Royal Court, где ставят много современных пьес, и мы плотно с ним сотрудничаем.

– Сейчас модно переносить действие классических пьес в наше время. Как вы к этому относитесь?

– Шекспира можно ставить как угодно, он позволяет любые трактовки, и иногда интересно показать, насколько близко к нашей реальности то, что писал он в XVI веке.

Мы стараемся представить пьесу, словно Шекспир ее только что закончил, и дать зрителям возможность увидеть исторические параллели. Шекспир принадлежит и прошлому, и настоящему, и будущему, и он будет меняться с течением времени, мы будем находить в нем всё новые и новые смыслы.

– Комфортно ли вам существовать в условиях современного театра?

– Мне кажется, сейчас в Англии существует верный баланс между мейнстримом и авангардом, они отлично взаимодействуют. У нас сильный Национальный театр, прекрасные театры, где идет новая драма, и замечательные региональные театры. И хотя многие говорят о кризисе репертуарной системы, я этот кризис не очень ощущаю: мне кажется, многие британские театры уже перешли на рельсы самоуправления.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «Арт-мастер» готовит много премьер

    Русскоязычный театр «Арт-мастер» из финского города Ювяскюля открыл юбилейный, 10-й по счету, сезон. По просьбе «Театрала» руководитель коллектива Кира Мирутенко рассказала о планах на предстоящий творческий год. ...
  • «На Парижской волне»

    После успешных гастролей в Москве, прошедших в сентябре в рамках фестиваля «Мир русского театра», театр «Диалог» (Нью-Йорк) готовится представить на Бродвее новую постановку. На сей раз основатель и художественный руководитель коллектива Ирина Волкович работает над спектаклем по рассказам Ивана Бунина и современного писателя Елены Дубровиной. ...
  • Лондонский «Хамелеон» поставил спектакль про Пеппи

    Русский театр «Хамелеон» поставил в Лондоне новый спектакль по мотивам повести Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок». Премьера состоится 27 октября.  «Это спектакль-кукарямба для всей семьи, – рассказала «Театралу» художественный руководитель и основатель театра Влада Лемешевская. ...
  • Рустем Галич: «Театрал» открыл нам перспективу»

    Уроженец Казани Рустем Галич с 2000 года живет в Нью-Йорке, снимается в кино, ведет передачи на радио и ставит спектакли. В спектакле «Поверх барьеров» театра «Диалог» из США он играет Бориса Пастернака. ...
Читайте также