Театр на распутье

Должна ли «Таганка» отмечать юбилей?

 
Нынешний театральный сезон для Театра на Таганке юбилейный. Так объявил московский Департамент культуры. В апреле исполняется полвека с того момента, как Юрий Любимов вместе с выпускниками Училища имени Щукина поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана». Отсюда начали вести летоисчисление Театра на Таганке. Однако вокруг предстоящего юбилея ходит множество споров. «Театрал» попросил ответить на вопросы многолетнего экс-директора театра Николая Дупака (1963–1990) и нынешнего руководителя Владимира Флейшера.

Николай Дупак


– Николай Лукьянович, сейчас «Таганка» готовится к своему полувековому юбилею. А лично для вас это праздник?

– Чудачество это! Театр драмы и комедии на Таганке возник по инициативе Александра Константиновича Плотникова в 1946 году сразу же после Великой Отечественной войны. Одним из первых спектаклей был «Народ бессмертен». Вот 1946 год и надо считать годом основания «Таганки». А Любимов пришел лишь в 1964 году – почти через 20 лет. Почему об этом никто не говорит? Надо было театроведам поработать с архивами, с людьми, которые знают и помнят те времена (я не о себе говорю): 20 лет истории нельзя просто так перечеркнуть.

– Расскажите как очевидец: а как Любимов попал на «Таганку»?

– Получилось так, что мой сосед по дому Вячеслав Зодиев, который был в то время директором Дома кино, посоветовал мне посмотреть дипломный спектакль в Щукинском театральном училище «Добрый человек из Сезуана». Я пошел и был поражен: как сильно и мощно работают молодые ребята! Особенно меня удивили Зина Славина и ее партнер Бимболат Ватаев в роли летчика Суна.

А после просмотра мы встретились с Юрием Петровичем, и я спросил: не хотели бы вы перейти в Театр драмы и комедии вместе со спектаклем и всем курсом?

Супруга режиссера Людмила Целиковская промолчала, а Юрий Петрович стал говорить, что их приглашают ученые в Дубну, где есть хорошая сцена, предлагают 10 квартир и приличные деньги. Я в ответ: «Юрий Петрович, сколько километров от Москвы до Дубны? За 90? А у нас с Таганки Кремль виден! Подумайте! Я твердо знаю, что ситуация в театре будет меняться. Я готов идти в ЦК партии, в Моссовет, в Министерство культуры, чтобы вы пришли в театр вместе со спектаклем и теми ребятами, которых вы возьмете с собой». Любимов ответил: «Вам ничего не удастся пробить…» Но я с ним спорил: «Это не ваша забота. Если не получится, вы уедете в Дубну, но мне нужно ваше принципиальное согласие».

В Управлении культуры тогда работал потрясающий человек – Борис Васильевич Родионов. Я попросил провести приказом официально реорганизацию театра с правом нового главного режиссера по формированию труппы. Была сформирована комиссия, в которую вошли очень уважаемые люди искусства и культуры. Вот тогда сложилась ситуация, когда вместо 50 актеров по штатному расписанию в труппе оказалось 75 человек.

Но постепенно труппа театра менялась.

Например, ушли многие хорошие актеры: Алексей Эйбоженко, Станислав Любшин, Эдуард Кошман, Александр Шворин, но пришли Николай Губенко, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, приняли Владимира Высоцкого, работал молодой режиссер Петр Фоменко.

В спектакль «Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун», который поставила народная артистка СССР Серафима Бирман, были введены Алла Демидова и Борис Хмельницкий. Мы возили его на гастроли, и зрители тепло принимали этот спектакль, он прожил на сцене три года. Еще шел «Факир на час», где блистал Готлиб Ронинсон, уникальный актер комического плана, в репертуаре были детские сказки, но весь этот творческий путь не состоялся бы, если б не история Театра драмы и комедии. Поэтому отделять любимовскую «Таганку» от долюбимовской нельзя.

– Хочу вернуться к первому вопросу: так вы будете отмечать юбилей?

– Я не буду. Я отмечу его в 2016 году.

Владимир Флейшер


– Владимир Натанович, Театр на Таганке переживает сейчас не самые легкие времена. Вам не страшно было на этой волне садиться в директорское кресло?

– Один очень известный режиссер сказал, что я самоубийца. Дальше он увидел, что я «завелся», что мне это интересно, стал помогать и давать советы. Я в том возрасте, когда хочется делать дело, хотя мне не нужны победы и слава, просто мне интересно: а вдруг получится, и я смогу помочь театру и актерам в этот переломный момент.

– Об уходе Юрия Петровича из театра ходит множество споров: одни говорят, что он сам спровоцировал скандал, другие – что виновата труппа. А как вы считаете?

– Мне трудно ответить на этот вопрос, поскольку история произошла три года назад и, когда Юрий Любимов покидал «Таганку», я работал в Центре имени Мейерхольда.

Но, как бы то ни было, нельзя отрицать очевидное: 50 лет любимовской «Таганки» – это явление… Я не знаю, кто еще был так известен и, в хорошем смысле слова, нахально заявил о себе полвека назад, чтобы все эти годы оставаться в доминанте советско-российского театрального искусства. Это несомненная заслуга Юрия Петровича.

Мы не раз приглашали и будем приглашать его к нам, и с подачи руководства города юбилей «Таганки» превращается не в юбилей отдельного театра, а в общегородской праздник. Согласитесь, это дорогого стоит, потому что пребывание этого гениального режиссера в стенах театра достойно такого праздника.

Образована комиссия, которая разрабатывает целый ряд юбилейных мероприятий. Прошла выставка, будут проведены актерские встречи, есть договоренность с Аллой Сергеевной Демидовой о творческом вечере. А может, и Юрий Петрович согласится выступить хотя бы на нейтральной территории… Мне кажется, что такой всемосковский праздник Театра на Таганке очень красивое предложение Департамента культуры.

– Жаль, что на этом фоне забывают о том, что история Театра на Таганке началась значительно раньше. И ведь Любимов руководил театром не все 50 лет. Например, во время перестройки он надолго оставлял свой коллектив, потом был раскол «Таганки», да и в прошлом сезоне театр возглавлял Золотухин…

– В какой-то мере вы правы. Но речь идет лишь об одном: отмечается полвека с того момента, как на театральном небосклоне взошла звезда «Доброго человека из Сезуана» и фактически родилось целое театрально-философское направление, особая концепция, аналогов которой прежде не было.

Можно осмыслить этот праздник, как праздник Театра Юрия Петровича Любимова, и через десяток лет все забудется, а он и его спектакли будут жить в истории театрального искусства.

Но хочу подчеркнуть, что я с глубоким уважением отношусь и к Николаю Лукьяновичу Дупаку. Считаю, что он внес неоценимый вклад по сохранению театра, потому что развалить любой театр просто (а «Таганку» пытались закрыть неоднократно). Честь ему и хвала, что спасал этот уникальный театр от самых страшных цензурных репрессий. Он бывает у нас, мы приглашаем его на различные мероприятия… И если говорить откровенно, мы не хотели бы участвовать в спорах: история есть история. А сейчас пора нам всем собраться под общим флагом.

– В своей книге «Рассказы старого трепача» Юрий Петрович пишет, что «настоящий театр не может жить без скандала», ведь именно скандал привлекает дополнительное внимание зрителя, а значит, пополняет кассу.

– Ну, что ж, это мудрое замечание. Вот недавно в «Культурной революции» Михаил Швыдкой поставил вопрос: «Может ли в театре править труппа?» В этой телепередаче вспоминали Любимова, Товстоногова, Гончарова, то есть сторонников режиссерского диктата…

Нужен ли диктат сегодня? Наверное, да, хотя я больше сторонник другого понятия – харизма. Именно режиссерской харизме подчиняются актеры либо уходят. Любимов в советские времена сохранял точку свободы…

– Простите, но при диктаторе не может быть точки свободы.

– Я не режиссер, не актер, к счастью, я управленец, если хотите – администратор, менеджер. Это слово я не люблю, оно не наше и не про нас. Мне импонирует слово «директор». Может, я заблуждаюсь, но при всей жесткости художественного руководства я бы предпочел демократическую составляющую взаимоотношений в театре. Может, из тех режиссеров, которые сегодня работают в этом театре, кто-то станет со временем главным режиссером, а потом художественным руководителем. Вот в этом я вижу свою задачу.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также