Из другой оперы

 
Давайте поговорим об этике, это всегда актуально, а сегодня, когда случился очередной театральный скандал, актуально особенно.

Под самый занавес уходящего года в театре «Новая опера» директор уволил главного художника Виктора Герасименко по причине упразднения должности. И, как вы думаете, что предложил директор заслуженному художнику России, поставившему около двухсот оперных, балетных и драматических спектаклей в Москве и других российских городах, лауреату престижных театральных премий? Он предложил, как и положено, список свободных вакансий, их всего четыре и среди них свободными оказались должности гардеробщика и подсобного рабочего. Как такое предложение назвать? Вопиющим, оскорбительным, унизительным? Просто не могу найти слов, чтобы выразить свое возмущение. И как будет складываться после этого атмосфера в театре, где руководитель позволяет себе не соблюдать самые элементарные этические нормы? Признаюсь, я не знаю всех подробностей этой истории, но уверен в одном, что этот скандал разрушит творческую жизнь театра, если не навсегда, то надолго, и в ближайшее время художественные победы здесь вряд ли будут возможны.

«Сцена – белый лист бумаги и может служить и возвышенному и низменному, смотря по тому, что на ней показывают, кто и как на ней играет. Чего только и как не выносили перед освещенной рампой! И прекрасные, незабываемые спектакли Сальвини, Ермоловой или Дузе, и кафешантан с неприличными номерами, и фарсы с порнографией, и мюзик-холл со всякой смесью искусности, гимнастики, шутовства и гнусной рекламы. Как провести границу между прекрасным и отвратительным? Недаром Уайльд сказал, что «артист – либо священнослужитель, либо паяц». Всю вашу жизнь ищите демаркационную линию, отделяющую плохое от хорошего в нашем искусстве».

Это строки Станиславского из его главного, на мой взгляд, труда об этике. Уходящий 2013 год был знаменателен тем, что мы отпраздновали 150-летний юбилей К.С. Станиславского, и все его высказывания об этических принципах, без которых невозможно художественное развитие театра, будут важны для нас и в следующем году, и через год, и через много десятилетий.

Перед Новым годом – Годом культуры, попробуем задуматься, всегда ли мы знаем, где эта демаркационная линия проходит, когда мы ее переступаем, не отличая, что есть настоящее искусство, а что есть его жалкая имитация.

Не хотел перед новогодними праздниками портить себе настроение, и вам, мои дорогие, но не высказываться, когда оскорбляют твоего коллегу, не смог. Театральная этика – это вещь непреложная, хорошо бы про это помнить руководителям, совершающим подобные действия.

Тем не менее, мои дорогие друзья, я хочу поздравить вас с Новым годом и Рождеством! Давайте верить, что в Новом году будет меньше конфликтов и скандалов, что мы будем находить в себе мужество называть короля голым, когда он гол, что будем смелы и отважны в своем деле, будем верны театру и верны себе. Родные мои, будьте здоровы, счастливы и удачливы!

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также