Без сбоев и пауз

Интернет в корне изменил жизнь российского театра

 
Присутствие отечественного театра в блогосфере колоссально. Это началось десять лет назад, и сейчас уже совершенно не ясно, как мы без этого жили. Как все работало без Фейсбука? Блогами пользуются театры и фестивали, режиссеры и артисты, чиновники и директора, драматурги и критики, благодарные зрители и анонимные недоброжелатели.
Блогосфера словно бы решила многие насущные проблемы российского театра, оказалась универсальным лекарством от всех болезней сразу.

Как все начиналось
Театральная активность в блогосфере началась сразу с появления блогов, где-то с 2003 года – сперва в Livejournal, затем в Фейсбуке и Vkontakte. И здесь невозможно не дать экскурс в историю, невозможно не говорить о том, чем были для русского театра «лихие девяностые».

Театр очень тяжело пережил это время. Экономический упадок театра и, как следствие, коммерциализация и бульваризация репертуара. Отток интеллектуального зрителя (во многом вследствие резкого обнищания), замена в зрительном зале традиционной интеллигенции на зрителя попроще, без опыта насмотренности. Театр теряет место «властителя дум», эстетической кафедры, дискуссионного поля. И очень сильно переживает эту перемену в отношениях со зрителем. Кроме того, значительно снижается производство книг и журналов для театров, а Интернета во многих городах (и тем более в нищих театрах) еще попросту нет. Сводятся к нулю все обменные программы, прекращаются гастроли. Для России, где от города до города надо ехать полдня или даже сутки, это становится настоящей бедой: культурная изоляция – не шутка.

Все это ударило и по современной драматургии – она перестала распространяться и попадать в театры. Одним словом, к концу 1990-х годов российский театр попал в глобальную коммуникационную яму, выбираться из которой стало одной из главных технологических идей и миссий нового театрального поколения. Поэтому 2000-е годы – это время своеобразной реконкисты – борьбы за возвращение отнятого, потерянного.
Разумеется, именно Интернету и было суждено восполнить этот пробел.

Драматурги объединились
Первыми о необходимости перемен заговорили в России драматурги, которые внезапно оказались нечитаемыми, потерявшими связь с живым театром.
С середины 1990-х в России набирает силу движение «Новая драма», у истоков которого стояли драматурги, намеренные привлечь внимание режиссуры к новым текстам, новой эстетике молодого творчества. И именно новодрамовцы первыми заработали в блогосфере, почувствовав колоссальную влиятельность новых ресурсов.

Через индивидуальные блоги, а потом еще и через созданное в Livejournal сообщество «Новая драма и новый театр» начался обмен идей и новостей. Здесь драматурги находили режиссеров, а артисты – пьесы; созревали новые имена театральных критиков, находилась контактная информация. На вопрос, где взять новые пьесы, появился ясный и твердый ответ: искать в сети.

Но поскольку блогосфера объединила людей на добровольных началах, то порой здесь происходили и вовсе удивительные вещи.

Так, например, в сети появилась Театральная библиотека Сергея Ефимова. Сегодня это отдельный сайт с четырьмя террабайтами пьес, разбитых по различным критериям, с продвинутой поисковой системой, с новостной лентой. Библиотека, которой безвозмездно пользуются все, кому необходимо. Именно эта библиотека и стала главным источником современного репертуара. А создал ее (внимание!) актер-любитель народного театра в Челябинске «У паровоза». Вот уже который год подряд Сергей Ефимов самостоятельно оплачивает хостинг, собственноручно создает структуру сайта и его наполняет, объединив тысячи театров во всем постсоветском пространстве. На это оказалась не способна ни одна общественная и государственная огранизация, призванная консолидировать театральную жизнь в России: ни Министерство культуры, ни СТД.

Просторы для критики
Блогосфера повлияла и на профессию театрального критика, дала ему в руки новый инструмент и новые возможности контакта с читателем. Экономические проблемы прошлись граблями и по традиционным СМИ: практически исчезла специфическая театральная печать, в разы сократились полосы культуры в федеральных СМИ, многие издания о культуре за 2000-е годы очень резко поправели, стали придерживаться охранительной противолиберальной позиции, что резко ограничивает горизонты их внимания.

На это усекновение пространства для профессиональной театральной печати опять же ответили блоги. Здесь реакции на театральные события менее ответственны, нежели в газетном жанре. Здесь скорость передачи информации быстрее. Здесь неограничены объемы статей. Здесь ты можешь получить отклик на свои размышления и скорректировать их, устранить ошибки и тупики сознания. Все СМИ, имеющие представительство в блогосфере, и, разумеется, все сетевые СМИ горячо используют этот ресурс для информационного обмена, дискуссий, правда, разной степени откровенности и интеллектуальной наполненности.

Один из драматургов как-то сказал важную фразу: «Не могу читать газеты – там все новости вчерашние». Этот афоризм очень четко выражает разницу между традиционными СМИ и театральной блогосферой. Бумажным СМИ остается линия продуманной, четкой аналитики, блогосфере – информирование с элементами аналитики. И действительно, когда часто задается вопрос, а зачем вообще нужна критика, думаешь, прежде всего, о том, что публикация в сети дает больше отзывов критику, нежели бумажная версия.

Распад театральной иерархии
На этом фоне есть еще одна, пожалуй, самая ценная функция блогосферы. Она полностью разрушила традиционную иерархию театров, городов, регионов. Мы ведь по-прежнему живем во все еще то ли советской, то ли византийской традиции иерархии и чинопочитания. Что ты ни делай, как ни завоевывай славу или, наоборот, ни опускайся на дно, все равно есть театры, города и территории, которые в любом случае станут доминировать в системе.

Россия – страна, очень страдающая от центростремительных тенденций. Блогосфера в этом смысле – новая демократия, где события и новости все-таки подчинены законам грибницы, разнотравия, где уравнены в правах все, что интересно именно сегодня.

В блогосфере новость из регионального театра может стать в информационной картине дня важнейшим событием, хотя, к примеру, ни одно федеральное СМИ об этой новости не напишет. Здесь у каждого есть шанс быть услышанным, собрать гигантское число «лайков». Для провинциального театра это совершенно невероятный шанс встать хотя бы виртуально на одну ступень со столичными, тем более в ситуации, когда крайне сложно опубликовать новость о региональной театральной жизни в издании федерального значения. Для России это совершенно не ожидаемая возможность, разрушающая стереотипы. Для России это просто дар небес.

Новые законы и традиции
Вспоминается, как несколько лет назад люди театра, объединившись в сети, сумели скинуть с поста ректора Российского театрального университета – случайного человека, поставленного бездумным указом Министерства культуры руководить крупнейшим театральным вузом страны. Блоги стали реальной силой, с альтернативной властью – силой, не подверженной государству.
Блогосфера в России очень политизирована – в ситуации краха всех государственных СМИ, которые очень быстро растеряли свою независимость, блоги стали главной «мегагазетой», где можно узнать о том, что на самом деле происходит в стране без фильтров путинской пропаганды. И именно эта возможность соединить в блогосфере гражданскую позицию и театральные новости вернули театру социальную значимость, гражданское звучание.

Современный театр – это поколение Фейсбука. Из блогосферы во многом берутся и представления о реальности, преображаемые в художественных образах в современной драматургии. Театр в блогах стал поводом к общественным дискуссиям – это не происходило с театрами со времен горбачевской перестройки.
А ко всему прочему блогосфера – это еще и место встречи театра со зрителями. И только очень закрытые, очень герметичные театры видят в блогосфере зло.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Музыкальном театре им. Станиславского артисты не пострадали

    Руководство Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко опровергло информацию о том, что 17 апреля в результате падения части декораций пострадало 20 человек. «В связи с распространением в СМИ информации о происшествии в театре 17 апреля дирекция Музыкального театра официально сообщает, что в результате падения части декораций серьезно никто не пострадал», - сообщается на сайте театра. ...
  • «Я наблюдал, как разрушают наш театр»

    В Союзе театральных деятелей состоялось совещание с участием председателя Александра Калягина и министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, на котором обсудили ситуацию в Мытищинском театре «ФЭСТ». ...
  • Директора Большого театра кукол отправили в СИЗО на два месяца

    Дзержинский районный суд Петербурга 19 апреля заключил под стражу директора Большого театра кукол Александра Калинина, обвиняемого в получении взятки. «В качестве меры пресечения избрано содержание под стражей сроком до 17 июня», - сообщили в объединенной пресс-службе судов Петербурга. ...
  • Директор театра кукол проведет ночь в СИЗО

    После проведенного обыска директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина отправили в СИЗО, в связи с подозрением в получении взятки. В отношении директора возбуждено уголовное дело. «Директора отправили в «большой дом», ночь он проведёт в СИЗО,- написала на свой странице в Facebook начальник отдела развития театра Наталья Сергеевская. ...
Читайте также