Без сбоев и пауз

Интернет в корне изменил жизнь российского театра

 
Присутствие отечественного театра в блогосфере колоссально. Это началось десять лет назад, и сейчас уже совершенно не ясно, как мы без этого жили. Как все работало без Фейсбука? Блогами пользуются театры и фестивали, режиссеры и артисты, чиновники и директора, драматурги и критики, благодарные зрители и анонимные недоброжелатели.
Блогосфера словно бы решила многие насущные проблемы российского театра, оказалась универсальным лекарством от всех болезней сразу.

Как все начиналось
Театральная активность в блогосфере началась сразу с появления блогов, где-то с 2003 года – сперва в Livejournal, затем в Фейсбуке и Vkontakte. И здесь невозможно не дать экскурс в историю, невозможно не говорить о том, чем были для русского театра «лихие девяностые».

Театр очень тяжело пережил это время. Экономический упадок театра и, как следствие, коммерциализация и бульваризация репертуара. Отток интеллектуального зрителя (во многом вследствие резкого обнищания), замена в зрительном зале традиционной интеллигенции на зрителя попроще, без опыта насмотренности. Театр теряет место «властителя дум», эстетической кафедры, дискуссионного поля. И очень сильно переживает эту перемену в отношениях со зрителем. Кроме того, значительно снижается производство книг и журналов для театров, а Интернета во многих городах (и тем более в нищих театрах) еще попросту нет. Сводятся к нулю все обменные программы, прекращаются гастроли. Для России, где от города до города надо ехать полдня или даже сутки, это становится настоящей бедой: культурная изоляция – не шутка.

Все это ударило и по современной драматургии – она перестала распространяться и попадать в театры. Одним словом, к концу 1990-х годов российский театр попал в глобальную коммуникационную яму, выбираться из которой стало одной из главных технологических идей и миссий нового театрального поколения. Поэтому 2000-е годы – это время своеобразной реконкисты – борьбы за возвращение отнятого, потерянного.
Разумеется, именно Интернету и было суждено восполнить этот пробел.

Драматурги объединились
Первыми о необходимости перемен заговорили в России драматурги, которые внезапно оказались нечитаемыми, потерявшими связь с живым театром.
С середины 1990-х в России набирает силу движение «Новая драма», у истоков которого стояли драматурги, намеренные привлечь внимание режиссуры к новым текстам, новой эстетике молодого творчества. И именно новодрамовцы первыми заработали в блогосфере, почувствовав колоссальную влиятельность новых ресурсов.

Через индивидуальные блоги, а потом еще и через созданное в Livejournal сообщество «Новая драма и новый театр» начался обмен идей и новостей. Здесь драматурги находили режиссеров, а артисты – пьесы; созревали новые имена театральных критиков, находилась контактная информация. На вопрос, где взять новые пьесы, появился ясный и твердый ответ: искать в сети.

Но поскольку блогосфера объединила людей на добровольных началах, то порой здесь происходили и вовсе удивительные вещи.

Так, например, в сети появилась Театральная библиотека Сергея Ефимова. Сегодня это отдельный сайт с четырьмя террабайтами пьес, разбитых по различным критериям, с продвинутой поисковой системой, с новостной лентой. Библиотека, которой безвозмездно пользуются все, кому необходимо. Именно эта библиотека и стала главным источником современного репертуара. А создал ее (внимание!) актер-любитель народного театра в Челябинске «У паровоза». Вот уже который год подряд Сергей Ефимов самостоятельно оплачивает хостинг, собственноручно создает структуру сайта и его наполняет, объединив тысячи театров во всем постсоветском пространстве. На это оказалась не способна ни одна общественная и государственная огранизация, призванная консолидировать театральную жизнь в России: ни Министерство культуры, ни СТД.

Просторы для критики
Блогосфера повлияла и на профессию театрального критика, дала ему в руки новый инструмент и новые возможности контакта с читателем. Экономические проблемы прошлись граблями и по традиционным СМИ: практически исчезла специфическая театральная печать, в разы сократились полосы культуры в федеральных СМИ, многие издания о культуре за 2000-е годы очень резко поправели, стали придерживаться охранительной противолиберальной позиции, что резко ограничивает горизонты их внимания.

На это усекновение пространства для профессиональной театральной печати опять же ответили блоги. Здесь реакции на театральные события менее ответственны, нежели в газетном жанре. Здесь скорость передачи информации быстрее. Здесь неограничены объемы статей. Здесь ты можешь получить отклик на свои размышления и скорректировать их, устранить ошибки и тупики сознания. Все СМИ, имеющие представительство в блогосфере, и, разумеется, все сетевые СМИ горячо используют этот ресурс для информационного обмена, дискуссий, правда, разной степени откровенности и интеллектуальной наполненности.

Один из драматургов как-то сказал важную фразу: «Не могу читать газеты – там все новости вчерашние». Этот афоризм очень четко выражает разницу между традиционными СМИ и театральной блогосферой. Бумажным СМИ остается линия продуманной, четкой аналитики, блогосфере – информирование с элементами аналитики. И действительно, когда часто задается вопрос, а зачем вообще нужна критика, думаешь, прежде всего, о том, что публикация в сети дает больше отзывов критику, нежели бумажная версия.

Распад театральной иерархии
На этом фоне есть еще одна, пожалуй, самая ценная функция блогосферы. Она полностью разрушила традиционную иерархию театров, городов, регионов. Мы ведь по-прежнему живем во все еще то ли советской, то ли византийской традиции иерархии и чинопочитания. Что ты ни делай, как ни завоевывай славу или, наоборот, ни опускайся на дно, все равно есть театры, города и территории, которые в любом случае станут доминировать в системе.

Россия – страна, очень страдающая от центростремительных тенденций. Блогосфера в этом смысле – новая демократия, где события и новости все-таки подчинены законам грибницы, разнотравия, где уравнены в правах все, что интересно именно сегодня.

В блогосфере новость из регионального театра может стать в информационной картине дня важнейшим событием, хотя, к примеру, ни одно федеральное СМИ об этой новости не напишет. Здесь у каждого есть шанс быть услышанным, собрать гигантское число «лайков». Для провинциального театра это совершенно невероятный шанс встать хотя бы виртуально на одну ступень со столичными, тем более в ситуации, когда крайне сложно опубликовать новость о региональной театральной жизни в издании федерального значения. Для России это совершенно не ожидаемая возможность, разрушающая стереотипы. Для России это просто дар небес.

Новые законы и традиции
Вспоминается, как несколько лет назад люди театра, объединившись в сети, сумели скинуть с поста ректора Российского театрального университета – случайного человека, поставленного бездумным указом Министерства культуры руководить крупнейшим театральным вузом страны. Блоги стали реальной силой, с альтернативной властью – силой, не подверженной государству.
Блогосфера в России очень политизирована – в ситуации краха всех государственных СМИ, которые очень быстро растеряли свою независимость, блоги стали главной «мегагазетой», где можно узнать о том, что на самом деле происходит в стране без фильтров путинской пропаганды. И именно эта возможность соединить в блогосфере гражданскую позицию и театральные новости вернули театру социальную значимость, гражданское звучание.

Современный театр – это поколение Фейсбука. Из блогосферы во многом берутся и представления о реальности, преображаемые в художественных образах в современной драматургии. Театр в блогах стал поводом к общественным дискуссиям – это не происходило с театрами со времен горбачевской перестройки.
А ко всему прочему блогосфера – это еще и место встречи театра со зрителями. И только очень закрытые, очень герметичные театры видят в блогосфере зло.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • АТК собирает подписи по «Делу «Сети»

    Ассоциация театральных критиков (АТК) открыла сбор подписей против так называемого «Дела «Сети» и призывает своих коллег, журналистов, а также режиссеров, актеров, драматургов, художников, менеджеров и всех деятелей театра присоединиться к протесту. ...
  • Суд на месяц отложил процесс по делу «Седьмой студии»

    Мещанский суд Москвы отложил до 13 марта рассмотрение дела «Седьмой студии», в связи с тем, что еще не завершена третья экспертиза.   Третью экспертизу по делу суд поручил экспертному центру при министерстве юстиции, в качестве экспертов выбрав театрального критика Ольгу Королеву (Галахову) и замдиректора МХАТ им. ...
  • В Шахтинском драматическом театре произошел пожар

    В ночь с 15 на 16 февраля произошел пожар в драматическом театре города Шахты в Ростовской области. На сайте театра сообщается, что в 02.30 в театре сработала автоматическая пожарная сигнализация. «Согласно инструкции, пожарно-сторожевая служба театра приступила к проверке сигнала и обнаружила задымление на втором этаже возле камерного зала». ...
Читайте также