Валерий Золотухин

«Театр – это эполеты губернатора»

 
Обычно актеры стремятся из провинции приехать играть в Москву. Валерий Золотухин, напротив, из Москвы поехал играть в Калугу. 25 октября 2006 года в Калужском областном драматическом театре он сыграл Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, и с тех пор ездит играть спектакль каждый месяц. Довольно странный шаг на первый взгляд, учитывая, что Золотухин – актер очень востребованный, но если вспомнить историю, то это очень в традиции русского театра, когда столичные актеры ездили играть в провинцию...
– Я знаю про такую традицию – когда приезжал столичный актер, отыгрывал спектакль и уезжал ночным поездом. В советское время это было формой заработка. Я видел такие спектакли с заезжими звездами, и впечатление это на меня производило удручающее. А вот сейчас Георгий Тараторкин сделал спектакль, то есть с ним сделали спектакль в провинции про Колчака, так он отпахал весь репетиционный процесс от и до. Вот это для меня пример служения театру. Человек потратил много времени, чтобы самому было не стыдно – перед собой, перед труппой, перед городом, в который приезжаешь играть.

– У вас случилась похожая история с Городничим в Калужском областном театре, да?

– Да, причем совершенно неожиданно. Я являюсь президентом кинофестиваля «Верное сердце», это фестиваль семейного кино, и в первый раз мы решили провести его в Калуге, ну и пошли просить денег к губернатору, который нам сказал, что денег даст, но пусть Золотухин сыграет что-то в нашем театре, потому что, мол, «театр – это эполеты губернатора». А это не его фраза. Это сказал кто-то из первых губернаторов города. Тут же наш губернатор вызвал главного режиссера Александра Плетнева, и история закрутилась. Мы довольно быстро определились с названием. Рассматривались «Король Лир», «Генрих IV» и «Ревизор». Нам надо было соединить интересы мои и театра, труппы. А для Калуги Гоголь персонаж особый, он там был трижды, читал главы из «Мертвых душ». Поэтому мы и выбрали «Ревизора». А с этой пьесой у меня особые отношения. Когда-то, в 1964 году, когда я только пришел на Таганку, Юрий Петрович Любимов сказал, что хорошо бы со мной поставить «Ревизора», чтобы я Хлестакова сыграл, но тогда не сложилось. Зато теперь Городничего сыграю. Я, к своему стыду, после института пьесу глазами не перечитывал, а тут как открыл! Актера ведь что занимает – количество текста. Главное, чтобы побольше. А тут его немерено! Да какого текста! Запятую переставить нельзя, потому что нарушается темпо-ритм фразы. Смешно было, кстати, когда я сказал Любимову, что подрядился играть Городничего, он (вот что значит профессионал, сразу смотрит в корень!) спросил: «Ты что, и текст выучил?!», и потом говорит: «Я тебе помогу. Гениально играл в Театре Вахтангова Щукин, спектакль прошел всего раз 10, потом Щукин умер, но я тогда понял: в этой роли на самом деле надо сыграть только последнюю сцену. Я помню, когда в том спектакле жандарм докладывал, что приехал чиновник и «просит вас к себе», – Щукин-Городничий вытаскивал бумажник и начинал считать – мол, и этого купим». У нас-то в Калуге про другое спектакль, другая трактовка. Так вот, полгода я ездил и репетировал. Посчитал потом, что у нас было 60 репетиций, а это серьезно, это много. На первую же репетицию я приехал с текстом, наполовину выученным наизусть, чем купил труппу.

– А вы и об этом думали? Потому что ведь когда в театр, где наверняка есть актер, который может сыграть эту роль, да и не один, приезжает звезда из Москвы, эта ситуация непростая...

– А там и есть такой актер, замечательный Сергей Лунин, он вторым составом играет. Но в этом-то и заключалась вся интрига, в хорошем смысле: я должен был соответствовать своему статусу и званию – хотя бы этому, а они, труппа, сначала сидели и наблюдали, как я работаю, на что я способен. Но чем ближе к премьере, тем больше наши шансы уравнивались, потому что они-то были дома, а за мной была ну, популярность какая-то, узнаваемость. Мы работали – нет, не просто, потому что великий страх был. У Бродского я прочитал совсем недавно: «Что прибавляет опыт в ремесле? Опыт только накапливает страх, который мы именуем мастерством». Это абсолютно точно, потому что таланту не прибавляется с годами и опытом: сколько дано, столько есть. А страх прибавляется. То самое пресловутое «ну, соответствуй!». Ты же своим знанием или опытом ничего не докажешь, ты играй сейчас! А мы посмотрим. Я за все эти несколько месяцев, пока мы репетировали, и города-то не увидел, потому что я существовал в режиме: гостиница – театр, театр – гостиница.

– Какие чувства испытали после премьеры?

– Премьера прошла просто замечательно. А на следующий день я встал рано-рано и пошел гулять по городу – прошел его весь, насквозь. Потому что я был счастлив: я сам себе поставил зачет. Сам себе сказал: «Сделано!». А это ведь только сам понимаешь. И, знаете, до этого спектакля я такого чувства не испытывал. Потому что все, что мы делаем в столице, становится поводом для шума сразу, и как-то нет времени наедине со своей ролью побыть. А тут – когда никакого шума, и ты сидишь на этом своем богатстве и доволен самим сознанием того, что оно у тебя есть, и не нужно тебе ни признания, ни камер. Ничего. Это невероятное ощущение. Если ты просыпаешься счастливый после премьеры – знаете, это редко и это очень дорогого стоит.

– А как часто вы ездите играть?

– Примерно раз в месяц.

– Вам не хочется привезти его в Москву?

– Хочется, но это связано с большими денежными затратами, и, честное слово, – это момент не принципиальный. А потом мне так нравится сам театр там, в Калуге, – большой, многоярусный, еще до войны построенный, с потрясающей акустикой, я же в нашем таганковском зале не привык к этому всему, а оказалось – хорошо. Так хорошо играть! Кроме того, там публика добрее, отзывчивее, букеты с галерки бросают на сцену – я же актер, а актерам же вся эта мишура приятна очень.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Германии стартовали гастроли Вахтанговского театра

    Накануне вечером, 16 октября, в Германии начались гастроли Театра им. Вахтангова. Труппа представляет постановку Римаса Туминаса «Дядя Ваня» в трех городах страны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны». ...
  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также