Спектакль-лабиринт

Роберт Уилсон привез в Берлин новую версию постановки-легенды

 
«Эйнштейн на пляже» Боба Уилсона появился в прекрасное время. Заманчиво представить себе афишу гипотетического мирового фестиваля, где были бы собраны постановки золотого театрального века середины 1970-х. «Вишневый сад» Джорджо Стрелера (1974), «КорольУбю» Питера Брука (1977), «Apocalypsis cum figuris» Ежи Гротовского (1973)… Да и русская сцена того времени могла предъявить и «Женитьбу» Анатолия Эфроса (1976), и «Историю лошади» Георгия Товстоногова (1976), и «Иванов» Олега Ефремова (1975), и «Обмен» Юрия Любимова (1976)… А рядом в кинотеатре шли бы «Казанова» Федерико Феллини (1976), «Невинный» Лукино Висконти (1976), «Этот смутный объект желания» Луиса Бунюэля (1977), «Профессия: репортер» Микеланджело Антониони (1975), «Зеркало» Андрея Тарковского (1975)… Это только то, что вспоминается навскидку.

Восстановленный «Эйнштейн…» Боба Уилсона смотрится в сегодняшнем контексте как невесть откуда вылезший мамонт, свидетель иной, героической, эпохи. Когда творцы еще не экономили ни сил, ни таланта. Не пытались из одной идеи отжать по максимуму дивидендов. Но вкладывали в работу все наличные силы с искусной кропотливостью китайского ремесленника или японской вышивальщицы.

«Эйнштейн на пляже», действительно, поставил волшебный «некто третий», кто родился из счастливого слияния композитора и режиссера-дизайнера. И неважно, писал ли Филип Гласс музыку своей оперы, вдохновляясь рисунками Боба Уилсона, или Уилсон сочинял сценический текст с музыкой Гласса в ушах. Важно, что впервые возникло непредставимое и абсолютное слияние музыки и сценической жизни. Элементы балета, акробатики, пантомимы, драматических скетчей существуют в этой постановке на равных.

Сам Гласс уверял, что «Эйнштейн на пляже» был оперой только технически, потому что единственным местом, где его можно было поставить, был оперный театр – нам требовалась оркестровая яма и большое свободное пространство сцены». В «Эйнштейне…» нет солистов, небольшой хор поет набор слогов в такт музыке, а партия самого Эйнштейна и вовсе написана не для человеческого голоса – для скрипки.

Музыка и сценическая картинка в постановке Роберта Уилсона существуют в неразрывном единстве, как утОк и основа в плетении ковра (одно без другого немедленно распадается на бессмысленные фрагменты). «Эйнштейн на пляже» и впрямь напоминает гигантский ковер, где любая музыкальная фраза, любое движение, любое танцевальное па повторяются до бесконечности, как и положено фигурам в орнаменте.

В постановке Уилсона нет рассказываемой истории и нет главных действующих лиц, отсутствуют сюжетные кульминации и развязки. Спектакль, идущий четыре с половиной часа, не предполагает антракта. Зрителям разрешено входить и выходить совершенно свободно в течение действия без боязни пропустить что-то важное, потому что любая сценическая единица будет повторяться и повторяться в бесконечной перспективе.

Актриса-ведущая будет повторять набор одних и тех же фраз. Танцовщики будут кружиться, повторяя одни и те же фигуры. Хор будет петь набор одних и тех же слогов. Будет, варьируясь, повторяться сцена суда и танцевальные интермедии (хореограф Люсинда Чайлдс).

Спектакль движется не развитием сюжета, а ритмическим повторением сценических элементов. Как отмечал сам режиссер, в спектакле использованы три визуальные темы: поезд, судебный процесс и летящий космический корабль. «Поезд, суд, земля появляются в спектакле измененными: поезд становится зданием, суд – кроватью, а земля – интерьером. Я пытался уловить ход времени в течение жизни Эйнштейна».

Для человека театра решающее значение имеет способность вдруг отрешиться от всех знакомых приемов, привычек и навыков сцены. «Эйнштейн на пляже» отказывается от знакомого способа построения сценического развивающегося и многопланового мира.

Много писали о «медленном» движении в принципиально двухмерных картинно-плоскостных постановках Боба Уилсона, но, кажется, принцип ритмических повторов в его спектаклях не менее, если не более важен. Важна не только картинка сама по себе, но ее постоянное ритмическое повторение.

По сути Уилсон сумел использовать в сценической практике приемы декоративной живописи, ее гипнотические эффекты. Анфилада сцен разворачивается во времени, и зеркальная повторяемость элементов создает ощущение бесконечности, спектакля-лабиринта, где ты постоянно не то возвращаешься на уже пройденные места, не то бредешь похожими тропинками.

Спектакль начинается еще до прихода зрителей в зал и заканчивается-обрывается как бы на полуслове, без всякой финальной оперной коды. При некотором усилии мысли легко представить, что чернокожий судья продолжает где-то стучать молотком, актриса ходит, как заведенная по одной и той же траектории, взмахивая руками. А зависший мальчик на подъемном кране все также протянул небесам луну-фонарь…

Кажется, даже сама тяга Роберта Уилсона к воссозданию этой работы продиктована не только естественным тщеславием или любовью мастера к своему шедевру, но и этим смутным чувством его дразнящей нескончаемости. В определенном смысле мастер так и не покинул свой лабиринт, созданный на заре профессиональной жизни. Но в каждой новой работе (вплоть до недавней постановки по Хармсу) только пристраивает к нему все новые и новые ответвления…

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Фестиваль – это всегда большая ответственность»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет датско-российский театр «Диалог». Художественный руководитель коллектива Татьяна Дербенева-Якобсен рассказала о деталях предстоящего выступления: - В Берлин мы привозим спектакль «Дурман, или Игра воображения» по мотивам пьесы Питера Шеффера в сценической версии Жанны Герасимовой – нашей коллеги из русского театра Варшавы. ...
  • Театр Zero привезет в Берлин свой новый спектакль

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии  III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр Zero из Тель-Авива. О предстоящем выступлении рассказывает основатель и художественный руководитель театра Олег РОДОВИЛЬСКИЙ: - Мы покажем в Берлине нашу новую постановку «Не боюсь Вирджинии Вулф» по мотивам известной пьесы Эдварда Олби. ...
  • «Русская сцена» покажет на фестивале в Берлине свою версию «Чайки»

    С 6 по 9 июня журнал «Театрал» проведет в столице Германии  III международный фестиваль «Мир русского театра». Одним из участников форума станет театр «Русская сцена» (Берлин). Корреспондент «Театрала» узнал о деталях предстоящего выступления этого коллектива из первых уст. ...
  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
Читайте также