Артикуляция танца

«Архитектура звука» балета «Москва» на музыку Бориса Чайковского и Юрия Абдокова

 
Стратегия руководства балета «Москва» приглашать разных и неожиданных хореографов приобрела блестящий поворот: вечер премьер на музыку Бориса Чайковского (1925-1996), ученика Шостаковича, и его ученика, композитора Юрия Абдокова, приглашенного профессора московской академии хореографии, продемонстрировал спектаклем-дилогией «Архитектура звука» новый качественный уровень балета «Москва» в работе с профессиональными балетмейстерами, глубоко трактующими музыку.

«Проблема дансантности музыкального материала не может быть понята исключительно в ракурсе музыкально-хореографических средств. Эстетика танцевального в хореографическом взгляде на музыку – сложный процесс визуализации слухового восприятия», –  пишет Абдоков в книге «Музыкальная поэтика хореографии», признанной классическим трудом. О такой траснформации восприятия, открывающим перед сознанием поэтические образы мира, когда  глаз способен слышать, а ухо видеть, поставлены балеты «Лабиринт» на музыку Бориса Чайковского и «Три поэмы» на музыку Юрия Абдокова.

Глубоко слышать музыку и в зависимости от задач хореографа тонко трактовать ее богатства – один из фундаментальных талантов (или хотя бы навыков) танцовщика. Команде исполнителей, собранной Константином Семеновым для балета «Лабиринт», удалось вступить с музыкой в настоящий диалог. В балете принял участие сам хореограф: Константин Семенов – танцовщик музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо того, что он сам глубоко интерпретирует музыку, он умеет объяснить своим коллегам, как войти в этот мир, чтобы быть на общей волне. В итоге «Лабиринт» стал визуализированным нотным станом, на котором в течении получаса возникали и перемещались строго по своим нотным линейкам – диагоналям сцены танцовщики-нотки.  Движение «ноток», вдохновенное и целомудренное, с идеально поставленными точками в конце музыкальной и танцевальной фразы, со всей выверенной танцевальной пунктуацией и орфоэпией, поражало одним – тем, что всеми создателями балета на щит было взято взято вдохновенное настроение, и легкое, и строгое, и, безукоризненно пережитое, оно было уложено в тщательно созданную структуру, все микроячейки которой оказались заполнены нужными движениями и звуками. Жизненный лабиринт прояснился архитектурой звука. Но то был не танец одушевленных машин, о кибермирах речи не шло – танцевался высокий человеческий интеллект, соединненый с чистой, поэтической и строгой душой. Испанские медиахудожница Ребека Висенте Арнальдос и художник по свету Луис Пердигеро очень помогли с четкостью артикуляций всех заложенных идей.

Медиасоставляющая оказалась важна в визуализации звука, и «Трем поэмам» Юрия Абдокова в этом повезло меньше: здесь та же испанская команда по видео и свету следовала другим задачам, более лирической и контрапунктной музыке, дуэты неярко высвечивались из темноты и все как-то в целом просило камерной сцены (сцена культурного центра ЗИЛ все-таки скорее большая). Направление движения мысли у Абдокова в том же русле, что и у Бориса Чайковского, но Константину Семенову удалось воплотить музыку зримо и телами танцовщиков, и всей партитурой спектакля. Кириллу Радеву, хореографу «Трем поэм», солисту испанского Corellaballet, нужно открыть еще что-то важное в работе над выбранным музыкальным текстом.

А Константин Семенов тем временем готовит масштабную монографию на русском языке, посвященную Иржи Килиану. Безусловно ждем – теория от практиков всегда самая ценная, что показала и книга Юрия Абдокова, к прочтению перед просмотром этих балетов горячо рекомендуемая.
  • Нравится


Самое читаемое

  • Скоропостижно скончался Дмитрий Брусникин

    Вечером в четверг, 9 августа, пресс-служба МХТ им. Чехова сообщила, что в возрасте 60-ти лет ушел из жизни актер, режиссер, педагог Школы-студии МХАТ Дмитрий Брусникин. Обстоятельства скоропостижной смерти неизвестны. Как сообщил «Театралу» источник в администрации МХТ, «причину пока никто не знает. ...
  • Дмитрий Брусникин: «Мы многого не успеваем»

    Замечательный режиссер, педагог, актер Дмитрий Брусникин, скоропостижно скончавшийся 9 августа на 61-м году жизни, не раз становился героем журнала «Театрал». И всегда в своих интервью он много говорил о молодом поколении, о смене традиций, о поиске интонации времени. ...
  • Директор театра «Практика» Борис Мездрич: «Я нахожусь в сложном положении»

    В связи со скоропостижным уходом из жизни художественного руководителя театра «Практика» Дмитрия Брусникина, «Театрал» дозвонился директору театра Борису Мездричу и попросил его сказать несколько слов… - Я нахожусь в сложном положении. ...
  • «Почему так рано?! Куда вы спешите?!»

    В понедельник, 13 августа, Москва простилась с замечательным педагогом, актером и режиссером Дмитрием Брусникиным, который скоропостижно скончался 9 августа на 61-м году жизни. Как отметил на панихиде художественный руководитель ЦИМа Виктор Рыжаков, «этот невероятно красивый человек всегда всё делал красиво – работал красиво, преподавал красиво, читал стихи красиво – он насыщал наш мир красотой и смыслом. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Спартак» возвращается в Михайловский театр

    Балет Арама Хачатуряна в постановке Георгия Ковтуна после длительного перерыва вернется в репертуар Михайловского театра. 7 сентября этим балетом, изначально выпущенным в 2008 году, откроется новый сезон. «Яркий, провокативный, насыщенный действием спектакль заставил говорить о себе – и эти дискуссии до сих пор не стихают, – сообщает пресс-служба театра. ...
  • В Большом покажут легендарный балет Хачатуряна

    Балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Вилена Галстяна покажут во вторник, 24 июля, на Исторической сцене Большого театра. Спектакль представит армянский Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова. ...
  • Даррен Аронофски попросил привезти балет «Нуреев» в США

    Американский режиссер, сценарист и продюсер Даррен Аронофски высоко оценил балет Большого театра «Нуреев» и призвал артистов приехать с гастролями в Нью-Йорк. Соответствующая запись была опубликована на странице Аранофски в Facebook. ...
  • В Москве открывается выставка «Большой балет»

    В четверг, 28 июня, в Центре фотографии им. Братьев Люмьер в Москве открывается экспозиция «Большой балет by Sasha Gusov». На выставке будет представлено около полусотни фотографий, посвященных гастролям Большого театра в Лондоне. ...
Читайте также