Артикуляция танца

«Архитектура звука» балета «Москва» на музыку Бориса Чайковского и Юрия Абдокова

 
Стратегия руководства балета «Москва» приглашать разных и неожиданных хореографов приобрела блестящий поворот: вечер премьер на музыку Бориса Чайковского (1925-1996), ученика Шостаковича, и его ученика, композитора Юрия Абдокова, приглашенного профессора московской академии хореографии, продемонстрировал спектаклем-дилогией «Архитектура звука» новый качественный уровень балета «Москва» в работе с профессиональными балетмейстерами, глубоко трактующими музыку.

«Проблема дансантности музыкального материала не может быть понята исключительно в ракурсе музыкально-хореографических средств. Эстетика танцевального в хореографическом взгляде на музыку – сложный процесс визуализации слухового восприятия», –  пишет Абдоков в книге «Музыкальная поэтика хореографии», признанной классическим трудом. О такой траснформации восприятия, открывающим перед сознанием поэтические образы мира, когда  глаз способен слышать, а ухо видеть, поставлены балеты «Лабиринт» на музыку Бориса Чайковского и «Три поэмы» на музыку Юрия Абдокова.

Глубоко слышать музыку и в зависимости от задач хореографа тонко трактовать ее богатства – один из фундаментальных талантов (или хотя бы навыков) танцовщика. Команде исполнителей, собранной Константином Семеновым для балета «Лабиринт», удалось вступить с музыкой в настоящий диалог. В балете принял участие сам хореограф: Константин Семенов – танцовщик музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо того, что он сам глубоко интерпретирует музыку, он умеет объяснить своим коллегам, как войти в этот мир, чтобы быть на общей волне. В итоге «Лабиринт» стал визуализированным нотным станом, на котором в течении получаса возникали и перемещались строго по своим нотным линейкам – диагоналям сцены танцовщики-нотки.  Движение «ноток», вдохновенное и целомудренное, с идеально поставленными точками в конце музыкальной и танцевальной фразы, со всей выверенной танцевальной пунктуацией и орфоэпией, поражало одним – тем, что всеми создателями балета на щит было взято взято вдохновенное настроение, и легкое, и строгое, и, безукоризненно пережитое, оно было уложено в тщательно созданную структуру, все микроячейки которой оказались заполнены нужными движениями и звуками. Жизненный лабиринт прояснился архитектурой звука. Но то был не танец одушевленных машин, о кибермирах речи не шло – танцевался высокий человеческий интеллект, соединненый с чистой, поэтической и строгой душой. Испанские медиахудожница Ребека Висенте Арнальдос и художник по свету Луис Пердигеро очень помогли с четкостью артикуляций всех заложенных идей.

Медиасоставляющая оказалась важна в визуализации звука, и «Трем поэмам» Юрия Абдокова в этом повезло меньше: здесь та же испанская команда по видео и свету следовала другим задачам, более лирической и контрапунктной музыке, дуэты неярко высвечивались из темноты и все как-то в целом просило камерной сцены (сцена культурного центра ЗИЛ все-таки скорее большая). Направление движения мысли у Абдокова в том же русле, что и у Бориса Чайковского, но Константину Семенову удалось воплотить музыку зримо и телами танцовщиков, и всей партитурой спектакля. Кириллу Радеву, хореографу «Трем поэм», солисту испанского Corellaballet, нужно открыть еще что-то важное в работе над выбранным музыкальным текстом.

А Константин Семенов тем временем готовит масштабную монографию на русском языке, посвященную Иржи Килиану. Безусловно ждем – теория от практиков всегда самая ценная, что показала и книга Юрия Абдокова, к прочтению перед просмотром этих балетов горячо рекомендуемая.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов: «Сгустился туман запретов и преследований»

    В понедельник, 3 декабря, в Театре им. Вахтангова вручается ежегодная премия зрительских симпатий «Звезда Театрала». Лауреатом в одной из главных номинаций – «Лучший спектакль большой формы» стала работа Юрия Бутусова «Гамлет» в Театре им. ...
  • Римас Туминас: «Никогда не считай себя первым»

    Вечером в пятницу труппа Театра Вахтангова вернулась из Милана, где в рамках проекта «Русские сезоны» представила спектакль «Евгений Онегин». Постановку сыграли дважды (28 и 29 ноября) на сцене театра «Пикколо ди Милано» Джорджо Стрелера. ...
  • Эдуард Бояков назначен худруком МХАТа им. Горького

    Продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков назначен новым художественным руководителем МХАТа имени Горького. Заместителем руководителя театра по творческой работе стал Сергей Пускепалис, а заместителем худрука по литературной части - писатель и публицист Захар Прилепин. ...
  • «Эта система порочная»

    Сегодня все театры оказались в системе БОР (бюджет, ориентированный на результат), в которой создана прямая взаимосвязь по формуле «результат – качество – конкуренция». Не первый  год подряд мы вместе с Союзом театральных деятелей, экспертами, учеными пытаемся доказать, что природа искусства зависит от множества других критериев и выделять прямую связь между, скажем, финансированием и посещаемостью – мягко говоря, неправильно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Чайка» Ноймайера возвращается в Музыкальный театр

    В год столетия Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко художественный руководитель балетной труппы Лоран Илен возобновляет знаковый для театра спектакль – «Чайку», поставленную в 2007 году классиком хореографии Джоном Ноймайером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
  • Балет Мариинского театра выступит на фестивале Джорджа Баланчина

    Во вторник, 31 октября, в Нью-Йорке открывается Фестиваль балетного искусства Джорджа Баланчина. На сцене New York City Center за период с 31 октября по 4 ноября выступят восемь балетных трупп мира, в числе которых и Мариинский театр. ...
  • Начо Дуато возвращается в Михайловский театр

    Всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато завершает работу в должности интенданта Государственного балета Берлина (его правопреемниками на этом посту станут Саша Вальц и Йохан Эман) и в феврале 2019 года вновь возглавит балетную труппу Михайловского театра (занимал эту должность в 2011-2013 гг. ...
Читайте также