Артикуляция танца

«Архитектура звука» балета «Москва» на музыку Бориса Чайковского и Юрия Абдокова

 
Стратегия руководства балета «Москва» приглашать разных и неожиданных хореографов приобрела блестящий поворот: вечер премьер на музыку Бориса Чайковского (1925-1996), ученика Шостаковича, и его ученика, композитора Юрия Абдокова, приглашенного профессора московской академии хореографии, продемонстрировал спектаклем-дилогией «Архитектура звука» новый качественный уровень балета «Москва» в работе с профессиональными балетмейстерами, глубоко трактующими музыку.

«Проблема дансантности музыкального материала не может быть понята исключительно в ракурсе музыкально-хореографических средств. Эстетика танцевального в хореографическом взгляде на музыку – сложный процесс визуализации слухового восприятия», –  пишет Абдоков в книге «Музыкальная поэтика хореографии», признанной классическим трудом. О такой траснформации восприятия, открывающим перед сознанием поэтические образы мира, когда  глаз способен слышать, а ухо видеть, поставлены балеты «Лабиринт» на музыку Бориса Чайковского и «Три поэмы» на музыку Юрия Абдокова.

Глубоко слышать музыку и в зависимости от задач хореографа тонко трактовать ее богатства – один из фундаментальных талантов (или хотя бы навыков) танцовщика. Команде исполнителей, собранной Константином Семеновым для балета «Лабиринт», удалось вступить с музыкой в настоящий диалог. В балете принял участие сам хореограф: Константин Семенов – танцовщик музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо того, что он сам глубоко интерпретирует музыку, он умеет объяснить своим коллегам, как войти в этот мир, чтобы быть на общей волне. В итоге «Лабиринт» стал визуализированным нотным станом, на котором в течении получаса возникали и перемещались строго по своим нотным линейкам – диагоналям сцены танцовщики-нотки.  Движение «ноток», вдохновенное и целомудренное, с идеально поставленными точками в конце музыкальной и танцевальной фразы, со всей выверенной танцевальной пунктуацией и орфоэпией, поражало одним – тем, что всеми создателями балета на щит было взято взято вдохновенное настроение, и легкое, и строгое, и, безукоризненно пережитое, оно было уложено в тщательно созданную структуру, все микроячейки которой оказались заполнены нужными движениями и звуками. Жизненный лабиринт прояснился архитектурой звука. Но то был не танец одушевленных машин, о кибермирах речи не шло – танцевался высокий человеческий интеллект, соединненый с чистой, поэтической и строгой душой. Испанские медиахудожница Ребека Висенте Арнальдос и художник по свету Луис Пердигеро очень помогли с четкостью артикуляций всех заложенных идей.

Медиасоставляющая оказалась важна в визуализации звука, и «Трем поэмам» Юрия Абдокова в этом повезло меньше: здесь та же испанская команда по видео и свету следовала другим задачам, более лирической и контрапунктной музыке, дуэты неярко высвечивались из темноты и все как-то в целом просило камерной сцены (сцена культурного центра ЗИЛ все-таки скорее большая). Направление движения мысли у Абдокова в том же русле, что и у Бориса Чайковского, но Константину Семенову удалось воплотить музыку зримо и телами танцовщиков, и всей партитурой спектакля. Кириллу Радеву, хореографу «Трем поэм», солисту испанского Corellaballet, нужно открыть еще что-то важное в работе над выбранным музыкальным текстом.

А Константин Семенов тем временем готовит масштабную монографию на русском языке, посвященную Иржи Килиану. Безусловно ждем – теория от практиков всегда самая ценная, что показала и книга Юрия Абдокова, к прочтению перед просмотром этих балетов горячо рекомендуемая.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Марина Брусникина стала худруком театра «Практика»

    Режиссер Марина Брусникина назначена художественным руководителем Московского театра «Практика». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Ранее «Практику» возглавлял Дмитрий Брусникин, он ушел из жизни 9 августа. ...
  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
Читайте также


Читайте также

  • Дэвид Холберг возвращается в Большой театр

    После нескольких лет, связанных с лечением серьезной травмы, к сотрудничеству с Большим театром возвращается замечательный танцовщик, любимец публики 36-летний Дэвид Холберг. Вечером 6 октября на правах приглашенного танцовщика он исполнит заглавную партию в балете Джона Крэнко «Онегин». ...
  • Диана Вишнева возвращается на сцену

    Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева возвращается на сцену после отпуска, связанного с рождением сына.   «Диана будет выступать в Москве 27 октября в Геликон-Опере. Дуэт с Владимиром Малаховым в постановке «Старик и Я» Ханса ван Манена», - цитирует ТАСС слова пресс-атташе артистки. ...
  • В Большом покажут легендарный балет Хачатуряна

    Балет Арама Хачатуряна «Гаянэ» в постановке Вилена Галстяна покажут во вторник, 24 июля, на Исторической сцене Большого театра. Спектакль представит армянский Национальный академический театр оперы и балета им. Спендиарова. ...
  • Даррен Аронофски попросил привезти балет «Нуреев» в США

    Американский режиссер, сценарист и продюсер Даррен Аронофски высоко оценил балет Большого театра «Нуреев» и призвал артистов приехать с гастролями в Нью-Йорк. Соответствующая запись была опубликована на странице Аранофски в Facebook. ...
Читайте также