Режиссер Юрий Муравицкий

«Обсуждаем интимные вещи, которые ни женщины, ни мужчины не обсуждают даже между собой»

 
Режиссер Юрий Муравицкий ставит на «Платформе» три одноактные пьесы Эльфриды Елинек под общим названием «Смерть и девушка» («Белоснежка – Спящая красавица – Розамунде»). По его словам, «на тему гендерных отношений ничего лучше и точнее не было написано за многие годы». Одну из главных ролей репетирует Оксана Мысина. О своей работе актриса и режиссер рассказали «Театралу»:
Оксана Мысина: 

- Эльфрида Елинек дала нам понять, что ее тексты предназначены отнюдь не для театра. Это сгусток мужско-женских отношений плюс проблемы бытия. Это поток сознания автора, достаточно жесткий, когда человек – на грани разрыва с миром, на подступах к внутреннему Апокалипсису. Хотя и юмора в этой истории тоже достаточно, в ней много разных пластов. Она из разряда текстов, которые неизвестно, как ставить – и этим провоцирует. Надо подобрать свой ключ. Поэтому около трех месяцев мы вдумчиво работали с текстом. Искали механизм отношений между сказочными персонажами – Смертью, Охотником, Белоснежкой, Спящей красавицей, Розамунде и Фульвио.

Режиссер пока не раскрывает всех карт. Первый этап работы – именно с текстом. Дальше мы будем работать с балетмейстером Анной Абалихиной, которая готовит нам сюрпризы. Не знаю, как будет развиваться дальше этот спектакль – в русле интеллектуальных диалогов или странных мувментов? Будем репетировать летом. Любопытная деталь: все роли исполняют актрисы. Режиссер подбирал команду по принципу сочетания очень разных индивидуальностей. Общее – «ведьминское чутье», если говорить его словами, умение настроиться на мистические смыслы. У каждой актрисы оно свое.
Юрий Муравицкий:

- Встречаются мужчина и женщина, две сильные личности, и дальше между ними происходит нечто, вступает в силу механизм отношений. Их противоборство и притяжение, словесная дуэль, не бытовая, а насыщенная метафорами – все это очень интересно разбирать, погружаться в это. У автора очень жесткий взгляд на мир, она разрушает иллюзии. Литературная ткань нестандартная, и актерам надо ее осмыслить, осознать. Понадобилось время, чтобы найти общий взгляд на этот материал, и объединить в этом проекте актрис, которые раньше вместе не работали, сконцентрироваться на смыслах.

- Трилогия Эльфриды Елинек не предназначена для сцены. Чем провоцирует текст?
- Как раз этим и провоцирует. Когда автор пишет, что текст «не предусмотрен для постановки на сцене», скорее имеется в виду – не предназначен для постановки традиционными средствами театра. Конечно, это вызов для режиссера. Премьера только в сентябре, так что есть время для обстоятельной работы. Текст многослойный. В нем есть ощущение трагичности, сродни предчувствию Апокалипсиса, но вместе с тем, много иронии. В этой полноте эмоций и смыслов заложено его главное достоинство.

- Какими были критерии кастинга?
- Мы искали актрис, у которых, помимо интеллекта, есть развитая интуиция, энергия, внутренняя сила, которую принято обозначать словом «ведьминская». В тексте она есть.

Важно было собрать актрис разного возраста, с разным жизненным опытом. У кого-то больше иллюзий, у кого-то преобладает здоровый прагматизм. Из зала видно все – то, чем человек живет, чем он наполнен. На мой взгляд, сейчас в театре прежде всего интересны личностные высказывания.

- Дает ли материал эффект психотерапии для самих участников проекта?
- Конечно. Это достаточно жесткий анализ личных отношений. Он заставляет тебя смотреть на многие вещи реально. Лишает иллюзий, за которыми мы привыкли прятаться.

Мы заходим на территорию болезненных вопросов. Обсуждаем такие интимные вещи, которые ни женщины, ни мужчины не обсуждают даже между собой. Откровенность материала почти запредельная. Но разбираться в этом мы можем только исходя из личного опыта. Естественно, ты проецируешь все это на свою жизнь, начинаешь анализировать свои отношения... И в какой-то момент понимаешь, что тебя лично этот текст касается в гораздо большей степени, чем могло показаться на первый взгляд.

- Почему мужские роли играют женщины?
- Причин несколько, но главное – это желание добиться эффекта отстранения. Это дает объем.

- Оксана Мысина известна своим мастерским существованием в формате монолога. Что-то хотелось заимствовать из ее предыдущего опыта – по интонации, по манере?
- То, что она имеет такой опыт, само по себе уже хорошо, но он может быть полезен, если как раз не пытаться ничего из него заимствовать, скорее наоборот, забыть про этот опыт, как и про любой другой. Начать все с чистого листа. Только в этом случае он поможет.

- После читки на «Платформе» к репетициям подключится хореограф. В чем смысл работы в два этапа?
- На самом деле, хореограф Анна Абалихина принимала участие в репетициях, мы все вместе разбирали материал и обсуждали – как это может быть. Логика в том, что хореографией мы начнем заниматься, когда разберемся с текстом и в хорошем смысле «освободимся от него». Функция пластического рисунка будет не декоративная, а подчеркивающая, усиливающая смыслы. Мы с Аней будем изобретать какой-то новый язык, с помощью пластики расставлять смысловые акценты.

Если вспомнить наш предыдущий совместный опыт работы – спектакль «Папа уходит, мама врет, бабушка умирает» в ЦИМе – то там текст произносят одни актеры, а пластические фрагменты исполняют другие. Два потока информации – это  определенный способ коммуникации со зрителем. А здесь задача противоположная,  зритель должен максимально сконцентрироваться на тексте и смыслах, заложенных в нем.

- Вы часто сравниваете театр с кинематографом. Что хотелось бы заимствовать из кино? Может быть, крупные планы?
- Будет видеопроекция, титры, но кинематографических крупных планов, скорее всего, не будет. Попробуем добиться ощущения крупных планов средствами чисто театральными. Мне кажется, в читке это отчасти удалось.

- Проект «Платформа» предполагает определенный круг продвинутых зрителей. Что вы думаете о своем зрителе?
- Мне трудно отвечать на этот вопрос. Это театральный эксперимент. Пусть придут все те, кто готов воспринимать эксперимент, со знаком плюс, минус, все равно. Мы очень часто недооцениваем зрителей. Снобизм здесь не уместен. На читке собралась разная публика, но все слушали с интересом. Огоньки гаджетов не светились. Мы обсуждали со зрителями их впечатления. Мне было важно понять: как воспринимается текст такой плотности? Работает ли такой способ подачи?

- Вы так колоритно описываете мастерство Елинек. Вероятно, ее смелости можно поучиться?
- Да. И не только смелости.
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только залогиненные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Умер 37-летний солист Мариинского театра

    Бас-баритон оперной труппы Мариинского театра Эдуард Цанга скончался сегодня, 14 января, почувствовав резкое недомогание. По сведениям Life.ru, накануне скорая помощь увезла артиста прямо с репетиции. Однако проведя обследование вскоре солиста отпустили домой. ...
  • Режиссер Эймунтас Някрошюс

    В восстановленном имении Станиславского, подмосковной «Любимовке», Эймунтас Някрошюс начал репетиции «Божественной комедии» Данте (совместный проект литовского театра «Meno Fortas» и Фонда Станиславского), параллельно с которыми впервые в России проходит его режиссерская лаборатория со студентами лучших российских школ – учениками Льва Додина, Сергея Женовача, Олега Кудряшова. ...
  • Выходит в свет февральский «Театрал»

    На страницах свежего выпуска (см. где купить и подписка) вы прочтете: - что общего у Станислава Бондаренко с древнеримским тираном; - чем гордится Вера Алентова; - кто заставляет Ольгу Кабо волноваться во время спектакля; - с каким настроением театр вступает в 2017 год; - кто из артистов вдохновил Евгения Евтушенко на создание поэтической рубрики; - где снимается Максим Матвеев; - как меняется язык и мы вместе с ним: наблюдения педагога Театра Калягина; - какие секреты хранит закулисье Электротеатра Станиславский; - куда сходить и что посмотреть в феврале. ...
  • Римас Туминас «Однажды мама меня спасла»

    20 января художественному руководителю Театра им. Вахтангова Римасу Туминасу исполняется 65 лет. Однако уже сегодня новостные ленты пестрят сообщениями о том, что юбилей он проведет в Москве, что театр подготовил большую фотовыставку и что вечером 19 января здесь состоится премьера «Царя Эдипа» – спектакля, который вышел в ноябре, но играется всего лишь раз в месяц, поскольку в нем участвуют греческие артисты…   В интервью и в своей биографической книге Римас Туминас не раз говорил, что с годами отчетливо понял: именно мама всегда являлась для него первой скрипкой в оркестре жизни. ...
Читайте также


Читайте также

  • БДТ выложил в сеть спектакли с Евгением Лебедевым

    К столетию со дня рождения Евгения Лебедева на сайте БДТ появился специальный раздел, в котором поклонники творчества народного артиста СССР могут посмотреть редкие видеозаписи с его участием.   Однако, театр предупреждает, что материалы в открытом доступе представлены временно – до 23 января. ...
  • Дарья Юрская «У мамы крылатая фраза: зачем мне это нужно?»

    Дарья Юрская работает с мамой, Натальей Теняковой, в МХТ им. Чехова уже несколько лет. И хотя давно уже играет большие роли, говорит, что не перестает у нее учиться.   Поездка в автомобиле – О своем детстве мама всегда рассказывает скупо. ...
  • Александр Ширвиндт: «Римас, тебя замещать нечем!»

    В четверг, 19 января на Новой сцене Театра Вахтангова, чтобы поздравить Римаса Туминаса с 65-летием, собрались известные актеры и режиссеры - Алексей Бородин, Геннадий Хазанов, Евгений Стеблов, Александр Олешко и многие другие. ...
  • Владимир Хотиненко отмечает юбилей

    Сегодня свое 65-летие отмечает режиссер Народный артист РФ Владимир ХОТИНЕНКО - автор картин «Зеркало для героя», «Макаров», «Мусульманин», «Гибель империи», «Поп» (кадр из фильма - ниже), «72 метра», «Наследники», телесериалов «Достоевский» и «Бесы». ...
Читайте также