Диалоги о главном

О чем на протяжении десятилетия говорят собеседники «Театрала»

 

Василий Лановой: «Календари врут!»


– Смотрю на вас и думаю, что все-таки врут календари. Вы сами-то верите, что вам исполняется 70?

– Я в это не верю, мне кажется, что разговор идет о ком-то другом. Я суеверный человек, но пока – тьфу-тьфу… Могу работать круглые сутки. На вопрос, откуда это, я всегда отвечаю: «От мамы и от папы». Они хохлы, пахали землю, не были испорчены цивилизацией. Но мама при полном отсутствии образования была самым интеллигентным человеком из тех, кого я знал в жизни. Если понимать интеллигентность как возможность предугадать, как твое слово отзовется на судьбе другого…

– Что пожелали бы себе в день рождения?

– Чтобы календари всегда врали.

Январь 2004

От редакции
Тот редкий случай, когда пожелание не просто сбылось, а укоренилось надолго. Так и не постаревший артист вахтанговской сцены в январе отметит свое 80-летие. «Театрал» желает Василию Семеновичу крепкого здоровья, сил и новых побед!

Роман Виктюк: «Скоро закончим ремонт»




– Когда наконец откроется ваш театр в ДК Русакова?

– Строители планируют закончить в 2007 году. Единственное, что уже ясно: зал будет таким же уникальным, как архитектура Мельникова. Американцы, помогавшие Питеру Бруку в Париже и в Нью-Йорке, бесплатно подарили нам проект – изысканный, точный и грандиозный. Сцены нет. Пространство может меняться. Но все это будет на советской основе. Потому что неправильно выбрасывать целую страну и целую эпоху, продуктами которой мы все до сих пор являемся и, уж конечно, являлся сам Мельников.

– Серп и молот на стену прилепите?

– Нет, но есть же все-таки юмор советской эпохи, есть воздух, в котором работал Мельников. Это надо сохранить.

Июль 2005

От редакции
На календаре 2013 год. В ДК Русакова по-прежнему идет ремонт. «Театрал» задал режиссеру вопрос: «Когда же наконец многострадальный ремонт закончится?» Роман Григорьевич ответил: «Строители обещают в этом сезоне».

Кирилл Лавров: «Что ни реформа, то абсурд»


– Что сейчас происходит у нас? Что ни реформа, то абсурд. Вот монетизация льгот. Термины-то какие придумывают, такого слова не было в русском языке…

Все дело в том, что реформы эти скороспелые и малопродуманные. Реформу нужно точно рассчитывать – как шахматисту, как нейрохирургу, это тонкая вещь. Иначе она вызовет недоверие к властям, к правительству, озлобление, негативные вещи, которых власти сами не хотят, но по глупости провоцируют.

Такая же реформа будет и в театральном деле. Никто не говорит, что в театральном деле реформа не нужна – она нужна. Но есть много такого, что необходимо сохранить. А для этого все заинтересованные команды реформистов должны очень внимательно общаться с людьми театра, которые понимают толк в нашем деле. Но понимают тоже далеко не все, поэтому не надо устраивать общее собрание театрального Союза, там ничего толком сказано не будет. Экономика и организация театрального дела – тонкий и важный вопрос. И есть специалисты в этой области. К ним и надо обращаться.

Конечно, у нас в театрах осталась еще советская система, которая не трансформировалась в новом капиталистическом обществе. И, наверное, что-то надо изменить. Однако и при советской системе было очень много положительного, но тех, кто это говорит, записывают в ретрограды, утверждая, что, мол, все надо ломать и все строить сначала. Я категорически против этого. Революционные передряги ничего хорошего не приносят. Надо сохранить то хорошее, что было, прибавить к этому элементы, которые необходимы, чтобы улучшить структуру и чтобы она соответствовала тому обществу, в котором мы живем.

Апрель 2005

От редакции
Знал бы Кирилл Лавров, что абсурдные времена скороспелых реформ только начинаются. Сегодня монетизация уже мало кого беспокоит – у чиновников более масштабные заботы: мигранты, гомосексуалисты, поиски скрытых врагов и, конечно, укрепление патриотизма. В этой суматохе о культуре вспоминают нечасто – из года в год в Госдуме откладывается рассмотрение законов о культуре, о театре и о меценатстве. Но, может, оно и к лучшему с такой Думой…

Елена Яковлева: «Обожаю «Современник»


– Ваши взаимоотношения с «Современником» принадлежат к какому жанру – драма, трагикомедия?..

– В наших взаимоотношениях жанр определить абсолютно невозможно, потому что с моей стороны это любовная история. А как известно, любовные истории имеют всевозможные развития, и сейчас я на том этапе, чтобы второй раз и по-настоящему признаться в любви – своему «Современнику», который стал родным домом.

– Представьте, что вы встретили человека, который не знает, кто такая Галина Борисовна Волчек, и вам бы пришлось рассказать, что она за человек. Что бы вы рассказали?

– Я такого человека не встречала. Когда я говорю, что работаю в «Современнике», меня обязательно спрашивают: «Как Галина Борисовна?» Причем ее по имени-отчеству знают, не только по фамилии. Во всяком случае, такого уникума, который не знал бы, кто такая Волчек, я еще не встретила.

Апрель 2006

От редакции
Сколько раз твердили миру: любовь коварна и слепа. Прошло всего лишь несколько лет, и Яковлева, перейдя в антрепризу, говорит о «Современнике» уже совсем с другой «любовью»: «Сцена – это, может быть, и наркотик. Но если ты чувствуешь, что на какой-то конкретной сцене ты больше не можешь получать свою условную «дозу кайфа», лучше уйти, чем продолжать на ней оставаться и копить негативные эмоции, испытывать «творческую ломку».

Олег Янковский: «Нельзя останавливаться»


– Артистов порой забывают. Но при вашей известности об этом, наверное, не стоит и волноваться?

– Нет, этот страх всегда остается. Такая профессия, в которой все время надо что-то новое в топку бросать. Если останавливаешься – смерть, конец. Для любого актера. Тем более для актера в возрасте, когда понимаешь, что времени осталось все меньше, а возрастных ролей совсем мало, и у нас, к сожалению, редко пишут роли на актеров... Так что упаси бог успокоиться.

– А что такое конец для актера? Почему вчера еще интересно было смотреть на актера, а сегодня – уже нет?

– Ну, это загадка, в которой мы с вами не разберемся. Это тайна профессии, когда вчера был интересен, и вдруг как будто что-то перегорает. Никто не знает, почему это происходит и когда. Это может в 40 лет случиться, а бывает, божий огонь в тебе горит и горит. И Евгений Павлович Леонов в день своей смерти собирался играть «Поминальную молитву» и до последней минуты был интересен, загадочен. Есть много других таких же примеров. Так что не могу я ответить на ваш вопрос, не знаю я этой разгадки. И, честно говоря, не хочется, чтобы я когда-нибудь ее узнал.

Октябрь 2007

От редакции
Еще одна тайна профессии: четыре года, как Олег Янковский ушел в мир иной, но память о нем не угасает. На его родине в Саратове появились сразу три мемориальные доски (на доме, на школе и на театральном училище), в местном театре и в музее созданы экспозиции, не говоря уже о «Ленкоме», в стенах которого имя Янковского звучит ежедневно. В России родился фестиваль памяти артиста, а главное – его помнят миллионы зрителей. Так что разгадка вполне очевидна: не просто божий огонь горел в Янковском – артист умел зажигать его и в своих зрителях.

Инна Чурикова: «Жизнь – это подарок»


– Может быть, людей, которые занимаются благотворительностью, много, просто мы не всех знаем, но в целом люди не хотят про это думать. А хотят думать про деньги. И, ничего не делая, много заработать. У нас же, даже покупая лекарство, никогда не уверен, что это настоящее лекарство. И почему-то это не считается преступлением – подделка лекарств. А что это, как не преступление? Может быть, это и раньше было. Но как-то это меньше было заметно. Наверное, потому что было равенство нищих, а теперь много стало искушений. Раньше, знаете, чтобы посмотреть «Обыкновенный фашизм» Ромма, люди стояли ночью в очереди. Теперь разве такое возможно? А это нужно людям – потому что дает знание и понимание, для чего это все – деньги, виллы в Испании, работа. Для чего вообще все.

– Когда люди в театр приходят – они за этим идут?

– Наверное, они же в театре становятся равны, как дети. Я не чувствую, что в зале сидят люди разных социальных слоев. В театре все равны. Как в храме.

– Говорят, что театр и религия несовместимы. А для вас как?

– Мне кажется, что если есть какой-то божий смысл в том, что ты делаешь на сцене, то почему она грешная? Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку многих вещей не понимаю, не знаю. Главное, никак не могу понять, почему мы так несовершенно живем. Мне кажется, что жизнь – это подарок. Почему мы не видим этого?

Июнь 2008

От редакции
Ну вот и Инна Михайловна, прожившая на сцене множество чужих судеб, не знает, почему люди так несовершенно живут. Но каждый вечер она выходит на сцену и играет свою роль. А чиновники в Думе, кажется, знают, как нашу жизнь улучшить, но приходят на работу и… принимают очередной закон.

Ольга Аросева: «Все беды от недостатка культуры»


– Вашего отца расстреляли в застенках Лубянки, а в 1956-м полностью реабилитировали. Разве это не парадокс?

– Мне таких парадоксов на целый век хватило. Сегодня в народе снова популярен Сталин. И я много думаю об этой моде. Мне кажется, что она появилась не на пустом месте, а скорее как нигилизм и протест против теперешней власти. Мол, все вы тут негодяи, а вот в ту пору простым людям жилось лучше. И народ начинает метаться, думает: боже мой, раньше рупь тридцать восемь стоила водка, а сейчас сколько! Раньше не было ни у кого таких дворцов, а сейчас сволочи понастроили. Народ сопоставляет свой быт с тем и находит в прошлом много привлекательных черт.

Все это идет от недостатка культуры. Скажем, во Франции и Людовик XIV похоронен, и Наполеон. Это их история, и они спокойно к этому относятся. А у нас до сих пор нет решения, куда несчастную куколку Ленина деть. Культура и не появится, пока не будет единой точки зрения, подкрепленной христианскими постулатами, потому что страна все-таки христианская. Вы хотя бы на это обопритесь – на эту религию, чтобы понять, что хорошо, что плохо. Я прожила свои 85 лет, и мне все время другие вещи какие-то подсовывали. Война, разоблачение культа личности, перестройка, развал СССР, и каждый раз нам приходилось принимать какую-то новую идеологию…

Сентябрь 2010

От редакции
Поиски своей идеологии будут продолжаться, похоже, еще не одно десятилетие. Свежий пример: когда верстался номер, пришло сообщение, что в России разработали новый стандарт преподавания истории и направили для согласований в администрацию президента. Среди поправок: заменить «татаро-монгольское иго» на «иго Золотой Орды». Чувствуете разницу?

Юрий Любимов: «Хобби – строить театры»


– Юрий Петрович, как театр будет отмечать юбилей?

– Отмечать будем только в театре, а официальных торжеств не предвидится. Чиновники нам сказали: «Вот когда полвека театру исполнится, тогда и отметим как следует». Они не празднуют 45 лет, но я отпраздную. На свои средства. Мне ведь скоро уже 92 года будет, и они надеются, что я помру… Я им обычно отвечаю, что буду к тому моменту в Иерусалиме, там живут больше 120 лет. Всю жизнь чиновники что-то запрещали, а потом все равно раздавали награды. Смотрите, как много их у меня, и даже значок за разминирование имею.

Только хобби у меня другое – не мины искать, а строить театры. Когда я 45 лет назад из Театра Вахтангова пришел сюда, в «Таганку», театр был в долгах, которые мне пришлось возвращать государству. Сколько же я должен своей родине, что с 14 лет работаю как лошадь, и все еще никак не отработал?.. Разрешили нам расширить здание Театра на Таганке – я 8 лет строил. Построил – меня выслали из страны. Я стал создавать театры в Европе, ставил спектакли. О том, что меня лишили советского гражданства, узнал между делом в Лондоне. Когда в Советском Союзе наступили перемены, Горбачев начал уговаривать меня вернуться. Я поверил, но едва начал работать, у меня стали отнимать пристроенную часть театра. И отняли. Так что хобби у меня – строить театры, которые отбирают.

Апрель 2009

От редакции
Два года спустя после конфликта на гастролях в Чехии Юрий Любимов, как известно, покинул «Таганку» и на бесчисленные просьбы артистов и Департамента культуры вернуться отвечает категорическим отказом. Полувековой юбилей театра пройдет без него. О том, стоит ли это делать, читайте в следующем номере дискуссию нынешнего директора театра Владимира Флейшера с экс-директором Николаем Дупаком.

Валерий Фокин: «Мы непредсказуемая страна»


– Сегодня средний возраст худруков в Москве 67 с половиной лет. А вот раньше, когда руководителями назначали молодых, сорокалетних, как вас на пост худрука Театра Ермоловой, казалось, все было хорошо…

– Мы непредсказуемая страна и шарахаемся из одной крайности в другую. То негласно считается, что худрук должен быть не моложе 50 лет. То, как сейчас, что режиссер должен быть не старше 16 лет. А если старше, то отойди и не мешай прогрессу. То и другое – идиотизм чистой воды. Кто-то способен руководить театром и в сто лет. И слава богу, что такие примеры есть! А кто-то вообще к этому делу непригоден от природы. Можно быть прекрасным режиссером, но слабым руководителем. Можно быть очень средним режиссером и прекрасным худруком.

Июнь 2012

От редакции
…А еще можно быть и прекрасным режиссером, и сильным худруком. Валерий Фокин раньше многих своих коллег добился, чтобы при Александринке (старейшем театре с колоннами!) появилась площадка альтернативного искусства «Александринка-2» – со всеми его ультрановыми течениями и новейшим взглядом на сценический процесс.

Петер Штайн: «Три недели – и спектакль готов»


– В России театральные деятели имеют высокий социальный статус. Какое отношение к актерам в Германии?

– Они вообще не имеют этого статуса. Дело в том, что в России театр играет большую моральную роль. В XIX веке многие купцы вкладывали деньги в театр. Они говорили: «Я свинья… Я преступник… А театр – это нечто высокое». Это очень типично для России.

– Но это было в XIX веке, прошло сто пятьдесят лет…

– А ничего не изменилось. Когда распался СССР, рухнул промышленный комплекс, то кризис коснулся и театра. То же самое было, кстати, и в Польше, и в Венгрии. Денег на театры не было, но тем не менее ни один театр в России не закрылся. Лет пятнадцать назад Владимир Машков рассказывал мне о катастрофическом положении театров в России, на что я ему ответил: «А театры закрылись? Нет? Так откуда у вас деньги?» – «Ты же знаешь откуда. Все это финансирует мафия».

– А в чем отличие русских артистов от европейских?

– У русских есть одно особенное свойство. Когда они выходят на сцену, им кажется, что они исполняют священный акт. Это достойно восхищения, этого нет в культуре других стран. У русских актеров очень сильна эмоциональная составляющая, что для театра опасно, поскольку должны быть не только эмоции, но и интеллектуальный процесс. Я всегда говорю, что Чехов писал свои пьесы для того, чтобы создавать проблемы актерам. В его произведениях эмоции меняются постоянно, нужно то плакать, то радоваться. И русские артисты блестяще играют это. Но им требуется невероятно много времени, чтобы вжиться в роль. Они могут бесконечно долго работать над ней.

– У европейских коллег разве иначе?

– Да. На репетиции дается три-четыре недели, и спектакль готов. А на постановку «Гамлета» в Москве в 1998 году мне дали целых два месяца. Я не знал, как ими распорядиться.

Июнь 2011

От редакции
Подумаешь, беда: время, выделенное на постановку! У российских режиссеров беда всегда крылась в другом – в деньгах, которые на постановку НЕ выделили. Наверное, поэтому в условиях нищего минимализма рождаются порой настоящие шедевры, поскольку фантазия работает лучше.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
  • Доводилось ли вам уходить со спектакля?

    На вопрос «Театрала» отвечают «зрители первого ряда» – то есть известные люди, не связанные с театром профессионально, но любящие его всей душой.   Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, зав. кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО: – Я бы никогда себе не позволил этого, потому что – невежливо. ...
Читайте также