Алиса Фрейндлих

«Не хочу подводить черту»

 
Актриса, ставшая лауреатом «Звезды Театрала» в номинации «Легенда сцены», интервью, как известно, дает крайне редко. И дело вовсе не в «звездности», а в слишком высокой ответственности перед своим зрителем: в день спектакля предпочитает не общаться, чтобы не сбить настрой, а в остальные дни – много репетиций. Но «Театрал» все же после долгих согласований вписался в плотный график актрисы.
– Алиса Бруновна, примите наши поздравления с наградой. Интересно, что чувствует человек, которого называют легендой?

– Когда мне позвонили и сказали, что вручают мне «Легенду сцены», я сразу рванула в толковый словарь Даля и прочитала, что легенда – это предание о чем-то чудесном, но давнем.

С одной стороны, хорошо, что меня помнят и ценят, но, с другой – готовясь к очередной премьере, я всякий раз пыталась опровергнуть представление о том, будто мое творчество нечто «давнее».

Вот и сейчас я готовлюсь к премьере, которая должна состояться 5 декабря, и стараюсь делать все, чтобы не повторяться. И как всегда, перед таким событием испытываю жуткое напряжение, момент, который называется концентрацией. Это концентрация и времени, и душевных сил.

– Кстати, спектакль называется «Алиса», но о нем почему-то нет никакой информации. Судя по названию, постановка о вашей судьбе?

– Когда спектакль в пути, то его не следует обсуждать до того, как он выйдет на то самое судилище, которое есть премьера. Могу сказать, что называется он не в мою честь, просто так совпало. Как говорит моя героиня: «Я заложница своего имени». Если бы меня назвали как-нибудь иначе, то никто не проводил бы аналогий. Отправная точка спектакля – кэрролловская «Алиса в Стране чудес». Но мы не пересказываем сказку, а пытаемся проанализировать: куда делись детство, радость, способность сопереживать, сочувствовать? Куда делось то ощущение ребячества, которое сопровождало бы человека всю жизнь до самых глубоких морщин? Ведь детство – это светлая сторона жизни человеческой. И, проанализировав, я пришла к выводу, что люди талантливые, глубокие и даже гении всегда сохраняли за собой способность не расставаться с детством.

– Вы переиграли, кажется, весь классический репертуар. И каждая роль непременно становилась событием. Но идет время, и сегодня, оглядываясь назад, вам не хотелось бы сыграть что-то иначе?

– Конечно, такие роли есть. Потому что время диктует свои мысли, эмоции. И сегодня я сыграла бы некоторые роли иначе, потому что пришел опыт профессиональный и человеческий. Наверное, этот опыт как-то иначе окрасил бы роль, сыгранную в 25 или в 30 лет, сделал бы ее богаче. Но было то благословенное время, когда непосредственность заменяла опыт и мудрость, которые приходят с возрастом. А это как сообщающиеся сосуды – чем больше опыт, тем меньше непосредственности. И, к сожалению, приходит время, когда уже нельзя нажать в себе кнопку и стать столь непосредственной, как в молодости.

– А не возникает иногда чувства, что самая главная роль еще впереди?

– Ну, я не такая «балда», чтобы думать, что в 80 плюс-минус год что-то значительное может быть впереди. Другое дело, что мне не хочется подводить черту. И если случится какая-то новая знаковая роль, то это будет уже подарок. Надо всегда стремиться к чему-то новому. Человек, который считает, что уже покорил свою вершину, мне не интересен. Лично я так не думаю, и это дает мне силы жить дальше. Для человека должен быть какой-то манок в жизни для того, чтобы делать что-то еще. У любого осла должна впереди на удочке болтаться морковка. Вот это ожидание чего-то непознанного и есть та самая морковка, которая движет человека вперед.

– «Театралу» исполняется десять лет. На ваш взгляд, нужны ли сегодня театральные журналы читателям?

– Я считаю, что обязательно нужны, потому что «сарафанное радио» – это тоже неплохой источник информации, но он всегда бывает слишком умножен на улицу и мнение обывателя. А журнал «Театрал» озвучивает и зрительские интересы, и мнение профессиональных критиков. Театр – это огромная сфера человеческой души и мысли, и поэтому нельзя ее не оценивать, оставлять без внимания. Очень многие газетные статеечки бывают часто непрофессиональными, и мне очень хочется, чтобы журнал «Театрал» был в высшей степени профессиональным организмом.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также