Культурная революция

В Ярославле идут масштабные реформы

 
Еще несколько лет назад девизом театральной жизни в Ярославле была фраза великого артиста Михаила Щепкина: «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!» С ней никто и не спорил, понимая всю важность заслуг основателя российского театра. Впрочем, девиз девизом, но и сегодня, похоже, в Ярославле происходит культурная революция.
И фестиваль, и сам Театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле – замечательный пример того, как театр и зритель, театр и город идут навстречу друг другу, ищут общий язык, порой не без вынужденных компромиссов. Среди сотен российских театров Волковский обладает титулами «первого» и «старейшего», статусом «кладезя традиций» и до недавнего времени имел консервативно-патриархальную репутацию, которой весьма гордился, принимая все новации в штыки.

Шоковая терапия


Однако чуть больше пяти лет назад здесь поменялось руководство, и в театре начались реформы. Тогда новый директор Борис Мездрич и главный режиссер Сергей Пускепалис делали ставку на шоковую терапию. Зрители, привыкшие к патриархальной атмосфере, вздрагивали от шумов и выстрелов на «Горе от ума» Игоря Селина. Демонстративно выходили из зала на «Екатерине Ивановне» Евгения Марчелли при виде обнаженного тела. Бурно негодовали по поводу «неадекватности» сестер Прозоровых и их окружения в жестком, без намека на сентиментальность спектакле «Три сестры» Пускепалиса. Не знали, как воспринимать пародийно-пластические красоты «Кармен» Тимофея Кулябина...

Были и актерские протесты: собрания, обвинительные речи, упреки в разрушении основ «психологического театра», письма в вышестоящие инстанции (артисты репертуарных театров, как правило, не любят перемен). Но вдруг оказалось, что эти перемены приносят успех. Когда в зале стало больше студентов, а на окошке кассы появилась табличка «На сегодня все билеты проданы», претензии отпали как-то сами собой. Сегодня об этом никто и не вспоминает. Да и вспоминать-то некогда.

Дело в том, что, не выезжая из города, артисты освоили и манеру площадного театра, и психологический «надрыв», и экспрессивный фарс, и невербальные пластические импровизации. Потом в театре снова сменилось руководство (директор Юрий Итин, худрук Евгений Марчелли), а поиск новых сценических форм продолжается. В прошлом году появился и весьма симптоматичный результат: спектакль Марчелли «Без названия» на фестивале «Золотая Маска» был признан лучшей российской постановкой минувшего сезона.

«Орфей и Эвридика»

Билетов не хватает


В том, что изменилось отношение города и зрителя к театру, есть большая заслуга и Волковского фестиваля. Фестиваль, ведущий свою историю с 2000 года, первое время представлял ярославской публике исключительно спектакли российских провинциальных театров. Спору нет, там тоже случались и открытия, и прорывы, но все-таки более полная и объективная картина современных сценических поисков долго не складывалась.

Теперь же на фестиваль приезжают и театральные хедлайнеры, причем не только отечественные, но и международного уровня. Недавно завершившийся форум дал возможность ярославской публике увидеть спектакли Константина Богомолова («Год, когда я не родился» Табакерки), Владимира Панкова и его студии SounDrama, Леонида Хейфеца («Цена» Театра имени Маяковского), Йонаса Вайткуса («Язычники» Русского театра Литвы), Бориса Павловича («Видимая сторона жизни» Кировского театра «На Спасской») и даже балеты Начо Дуато, представленные Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко.

Но и это еще не все. Чтобы у местной публики было определенное поле «для сравнительного анализа», на фестивале показали свежие работы обновленного Центра имени Мейерхольда и ньюсмейкера минувшего сезона – «Гоголь-центра». Плюс ко всему же Волковский фестиваль позиционирует себя как многожанровый, позволяя ярославцам видеть, например, музыкальные спектакли, которых в городе просто нет.

– Уже есть и первый результат, – говорит «Театралу» арт-директор фестиваля Ольга Никифорова. – Полные залы и зрительский восторг. Я видела, как люди реагируют, и понимаю, что мы наконец-то переломили ситуацию. Мне кажется, что именно этот, последний фестиваль окончательно завоевал город. Еще на прошлом были какие-то шероховатости, протесты. А сегодня их нет: зрители жадно ловят каждое новое слово в искусстве. В театр пришло много молодежи. На Камерной сцене Волковского театра, где идут именно молодежные проекты, просто яблоку негде упасть. Даже после третьего звонка я вижу в кассе толпу людей, которые, к сожалению, остались без билетов.

Студенты и мастера


Но зритель зрителем, а фестивальная концепция предполагает и работу с «внутренним ресурсом», то есть с актерами Волковского театра. Ведь это им придется потом реализовывать новые идеи, работать в пространстве современного искусства. По-этому на время фестиваля и артисты вливаются в ряды публики. А еще именно для них, как и для студентов Ярославского театрального института, в рамках фестиваля существует система публичных лекций и мастер-классов с участием всех тех же театральных хедлайнеров.

– В этом году, – продолжает Ольга Никифорова, – у нас прошли мастер-классы Владимира Панкова, Виктора Рыжакова, Кирилла Серебренникова и Бориса Павловича. Это совершенно разные смысловые истории. Но между тем каждый говорил о сущностных, главных вещах в современном театре. Так, у Рыжакова, например, была самая настоящая театральная проповедь. Он настолько точно, глубоко и высоко формулировал свое отношение к современному театру, что это надо было услышать и впитать всем без исключения. И мне было очень важно, чтобы наши студенты и актеры принимали в этом самое активное участие.

Кстати, молодые актеры Волковского театра (под руководством режиссера Руслана Кудашова и хореографа Ирины Ляховской) уже в рамках фестиваля смогли продемонстрировать свои умения и навыки. Финальным аккордом фестивальной афиши стал пластический спектакль «Орфей и Эвридика». Античный миф соединился с жизнью современного города, стихи с пластикой, искусство драматическое с иным – зрелищно невербальным. А это значит, что история продолжается и переходит в современную жизнь российского театра.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр кукол привезет в Москву лучшие спектакли

    Впервые за последние десятилетия Санкт-Петербургский Большой театр кукол представит на гастролях в Москве сразу три спектакля – для детей и взрослых. Гастроли пройдут с 23 по 25 сентября в Театре им. Вахтангова и в Московском детском театре теней. ...
  • Волковский театр выступит в Бишкеке

    Театр драмы им. Волкова отправляется с гастролями в Бишкек. В афише – спектакли для взрослых и детей по произведениям русских классиков и современных российских авторов. Выступления пройдут на сцене Русского театра драмы им. ...
  • В Москве открылся фестиваль DanceInversion

    Юбилейный XX фестиваль современного танца DanceInversion открылся на сцене Большого театра во вторник, 10 сентября, постановкой «Весна священная» в исполнении китайской компании «Павлин». «Мы открываем крупнейший фестиваль современного танца в Москве. ...
  • В Германию едет Театр балета им. Леонида Якобсона

    13 и 14 сентября Санкт-Петербургский театр балета им. Леонида Якобсона представит на сцене Государственного театра Дармштадта балет «Дон Кихот» на музыку Минкуса. Гастроли входят в программу международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также