Волкострелов бьет по ценам

«Три дня в аду» в Театре наций

 
Дмитрий Волкострелов – известный провокатор. Его последняя премьера в Петербурге испытывала терпение зрителей до глубокой ночи. Финал играли бессчетное количество раз, пока самые упорные не покинули зал. Впрочем, сам Волкострелов и не скрывает, что сознательно идет на конфликт. Он манифестирует собственную свободу от зрительских ожиданий и вообще о зрителе не думает. На этом традиционно строятся все его спектакли в Театре Post, а теперь и в Театре наций.
«Три дня в аду» Театра наций не то чтобы провоцируют, но тренируют выдержку зрителя. Вместо театрального действа Волкострелов и художник Ксения Перетрухина предлагают «тотальную инсталляцию» и пытаются исследовать реальность, используя инструментарий современного искусства.

В трех брезентовых армейских палатках, по которым разводят зрителей, ровным счетом ничего не происходит. Актеры Александр Усердин и Павел Чинарев просто переходят из одной зоны в другую и производят скупые действия: то заглянут в старую мойку, то протрут граненый стакан, то станут перебирать сложенные пополам купюры, а то и вовсе, присев на табурет, долго будут смотреть в одну точку. Их взгляд, как и выражение лиц, «обнуляется», а тусклый свет фонаря только усиливает эффект.

И чем дольше смотришь на них, тем больше раздражаешься: где тут роль? Что они играют? По задумке режиссера, Усердин и Чинарев должны в этой сцене напомнить, как выглядят парни с рабочей окраины, вынужденные приспосабливаться к низкому уровню жизни и собственной неплатежеспособности.

Они не отыгрывают никаких особенностей поведения, кроме одной – апатии, которая сопровождает каждый их шаг. Волкострелов делает присутствие «исполнителей» нейтральным, стирает до предела их выразительность, минимизирует жесты и даже лишает реплик. За весь спектакль они не произнесут ни слова и молча будут ходить от одной группы зрителей к другой, вместе со всеми вслушиваясь в текст произведения (он построен на внутренних монологах жителей минских окраин).

Чтобы оказаться в Минске, им приходится изо дня в день трястись в автобусе, где мужики «воняют псиной, перегаром, дешевым табаком, гнилью какой-то», и считать остановки, считать пересадки, считать деньги, сравнивать цены между «Гиппо» на Горецкого и «Магнитом» на Каменной Горке. Этот монотонный счет крутится в голове, как заезженная пластинка, и отупляет сознание.

Драматург Павел Пряжко строит текст на дотошных перечислениях, которые актеры читают, как мантры, называя детали убогого постсоветского быта: стразы на джинсах, меховые шапки на затылках, варежки с обрезанными пальцами. Эти «снимки» с действительности перемежаются с номерами маршруток и ценами: «В прошлом году он делал УЗИ почек за 170 тысяч. 170 тысяч – это недорого. С учетом, что джинсы стоили 300–400 тысяч».

Внутренние монологи на треть состоят из «калькуляций», которые помогают экономить буквально на всем, съедают большую часть жизни и превращают ее в вялотекущий ад. Она проходит в постоянных ожиданиях, что вот-вот на карточку упадет зарплата, вот-вот получится накопить на новый телефон или подарок к 8 Марта, купить плазменный телевизор, чтобы щелкать и считать каналы кино: «Еврокино», «XXI век», «Кино 1000», «Русский иллюзион», «TV1000. Русское кино», «Наше любимое кино». И этот бессмысленный процесс – только малая часть большого абсурда, в который вырождается бытовая неустроенность и ограниченность в глобальном смысле.

Время от времени в спектакле звучит научное понятие – квантовые нелокальные корреляции. Оно настойчиво напоминает о себе как представление о мироустройстве, которое не ограничивается знанием цен и имеет неограниченный «срок годности». Оно не утилитарно, не сиюминутно и не подвержено инфляции. Но мысли людей, которые живут от зарплаты до зарплаты, на 99,9% заняты подсчетами и намертво припаяны к уродливому быту. Они бесконечно далеки от вневременного и сосредоточены на «белом шуме» монотонных дней.

Волкострелов и Перетрухина заставили больше часа смотреть на одинокие предметы и статичных «исполнителей», которые активизировались только к финалу – притащили мешок картошки и принялись раскладывать ее на полу. Собственно, до этого момента цепляться взглядом было не за что: он безуспешно соскальзывал и бесцельно бродил по палатке. Поэтому ничего не оставалось, как пристально следить за текстом, в паузах слушать, как по брезентовой крыше стучит дождь, и самостоятельно, без помощи режиссера, визуализировать конкретные обстоятельства «трех дней в аду» – ограниченном жизненном пространстве, где знают только о порче клубней картофеля.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • Евгений Писарев обратился к французской классике

    Премьера спектакля «Ложные признания» по пьесе французского классика Пьера Мариво состоится 1 апреля в Театре им. Пушкина. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. Над постановкой работает художественный руководитель Евгений Писарев, главные роли исполнят Виктория Исакова, Федор Левин и Вера Алентова. ...
  • В театре «У Никитских ворот» покажут «Дуэль Онегина»

    Театр «У Никитских ворот» вновь обращается к творчеству Александра Пушкина. На сей раз в центре внимания окажется знаменитая сцена дуэли из романа «Евгений Онегин». Премьера спектакля, поставленного в рамках цикла «Лента поэзии», состоится 8 февраля. ...
  • В «Театре на Юго-Западе» поставили «Циников» Мариенгофа

    Новая постановка «Театра на Юго-Западе» – дипломная работа режиссера Макса Ладо (Максим Лакомкин). Режиссерский дебют оказался весьма успешным, несмотря на то, что пьеса Анатолия Мариенгофа – достаточно сложный материал. ...
  • САМОРОДОК ВСАМДЕЛИШНЫЙ

    Сценическую версию под названием «Как живётся — можется» по пьесе современного драматурга, сценариста и журналиста Юлии Тупикиной «Ба» поставила на сцене Театра комедии имени Акимова его художественный руководитель Татьяна Казакова. ...
Читайте также