«Мы не можем приглашать режиссеров из России»

В Ташкенте мечтают о лучших временах

 
«Театрал» продолжает знакомить читателей с жизнью русских театров стран СНГ.
– Какие трудности у нашего коллектива? – переспрашивает Ирина ХИЛКОВА, замдиректора Русского драматического театра Узбекистана. – Ну, вот судите сами. Народ сегодня избалован Интернетом и телевидением – все хотят развлекаться. И когда наш худрук Владимир Шапиро ставит классику, он знает, что придет очень узкий круг зрителей. Конечно, у нас есть театралы, но все же на кассовую комедию народ ходит лучше. Мы вынуждены подстраиваться под зрителей в надежде, что, посмотрев комедию, они захотят прийти и на серьезные спектакли. Впрочем, сегодня это проблема большинства театров.

– Почему же, можно привести массу примеров, когда на спектакль по классической пьесе невозможно билетов достать. И публика не ждет от театра развлечения…

– Не забывайте, что наш театр находится не в Москве. В Москве – там, конечно, проще. Очень много приезжих, которые готовы смотреть все что угодно, лишь бы попасть в прославленный театр. А у нас все по-другому.

– И все-таки ваш театр мог бы перенять опыт – сделать, например, спектакль, ориентированный на фестивальную публику. Пусть он будет для узкого круга зрителей, но зато об артистах и режиссере узнают далеко за пределами Ташкента…

– Мы, к сожалению, слишком оторваны от Москвы и не можем позволить себе, как прежде, ездить туда, чтобы посмотреть, как делаются такие спектакли. Не говоря уже об участии в фестивалях. Гастролей у нас тоже нет, да и к нам никто не приезжает. Живем этаким анклавом.

– Хорошо, но есть другой выход из положения: пригласить какого-нибудь именитого режиссера на разовую постановку в Ташкент…

– Мы не раз пытались это делать, но возникают финансовые разногласия. Дело в том, что тех денег, которые режиссеры запрашивают за свою работу, у театра попросту нет. Российские режиссеры оценивают все по московским меркам, а у нас в Узбекистане единица измерения проделанной работы значительно ниже. Московские расценки кажутся нам астрономическими. То же самое происходит и с драматургами: нам сложно приглашать к сотрудничеству модных авторов. Бюджетных средств, выделяемых на наш театр, едва хватает, чтобы справляться с внутренними проблемами.

– Среди этих проблем, какие, на ваш взгляд, наиболее существенные?

– Самое главное – обеспечить артистов работой. Вы знаете, когда Владимир Шапиро возглавил наш Русский театр (1990 год. – «Т»), ситуация была катастрофической, поскольку из Узбекистана массово уезжали русские – значительно сократился и состав нашей труппы. Владимиру Михайловичу пришлось заново создавать театр, собирать команду, привлекать зрителей, которым в начале 90-х было, как известно, не до театра.

С тех пор он выпустил восемь театральных студий, собрал молодую труппу…

– Получается, что и нет проблем…

– Ошибаетесь. Нам очень не хватает артистов старшего и среднего поколения. У нас их всего трое. В итоге страдает репертуар.

– А не отразилось ли на репертуаре и то, что в Узбекистане перестали учить русский язык? Приходится, наверное, делать синхронный перевод для зрителей?

– Многие считают, что после распада СССР жители Узбекистана перестали понимать русский язык. На самом деле, несмотря на то, что никакого официального статуса у русского языка в республике нет, существует множество школ, в которых преподают русский. И мне кажется, что многие коренные жители страны говорят на русском гораздо чище, чем в некоторых городах России. У нас в Ташкенте много центров русской культуры. Например, клуб-музей имени Анны Ахматовой, музей Сергея Есенина. Помимо регулярных экскурсий в них проводятся вечера русской поэзии и русской классической музыки. Лично я параллельно с работой в театре являюсь президентом клуба бардов и тоже провожу вечера русской поэзии и песни. И к нам приходят столько людей, что всем желающим не хватает места, и они вынуждены сидеть на полу. Поэтому с полной уверенностью могу сказать, что русский язык и сегодня объединяет жителей Ташкента.

Да и нужно ли далеко за примерами ходить? У нас две сцены – основная и малая, и наш театр по посещаемости сравнялся с национальным театром, а это говорит о многом.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Это наша общая проблема»

    Русскому театральному центру «Апрелик» (Париж) в наступающем году исполнится 15 лет. За это время коллектив объехал множество стран, неоднократно становился лауреатом и обладателем Гран-при на всевозможных конкурсах, организовал целый ряд международных проектов (Неделя русскоязычного детского театра в Париже, Школа русского языка и театра в Болгарии, форум «Территория русского языка»). ...
  • Сто шагов от Бродвея

    В редакцию журнала «Театрал» начали поступать заявки на участие в IV Международном фестивале «Мир русского театра», который пройдет в июне 2020 года. Одним из его претендентов может стать театр русских актеров ТРАКТ из Нью-Йорка. ...
  • Русский театр из Ашхабада готовится к «Большим гастролям» в Россию

    Русский драматический театр им. Пушкина из Ашхабада (Туркменистан) впервые отправляется с «Большими гастролями» в Россию. Коллектив представит свои лучшие спектакли в Волгограде (23 и 24 ноября) и Астрахани (26 и 27 ноября). ...
  • Русский театр Нью-Йорка представил новый спектакль

    Спектакль Ирины Волкович «На Парижской волне», поставленный в нью-йоркском театре «Диалог», создан по мотивам рассказов Бунина «В Париже» и Елены Дубровиной «Репетиция с дождем». Премьера состоялась 16 ноября. ...
Читайте также