Достоевский нашего времени

ХVII международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского

 
Подобных авторских фестивалей в России не так уж и много. Володинский в Петербурге, Пушкинский в Пскове, Вампиловский в Иркутске, Гончаровский в Ульяновске… Впрочем, некоторые из этих форумов делают понятие авторства более широким, включая в афишу фестивалей постановки по произведениям, допустим, пушкинской поры или писателей и драматургов вампиловского круга. Фестиваль спектаклей по Достоевскому сохраняет чистоту формата. Тем более, что Достоевский неисчерпаем как для читателей, так и для театральных зрителей.
Этот форум родился в 1992 году. В 1996-м получил статус международного, а с 2001-го стал ежегодным. Когда-то он проводился только в Старой Руссе, но несколько лет подряд его открытие проходит в Великом Новгороде на сцене Театра драмы имени Достоевского. Это и понятно, камерность – явление относительное, а площадки Старой Руссы не всегда могут вместить многолюдные постановки.

Старая Русса – место не случайное. В этом городке писатель с семьей прожил восемь лет. В домике на набережной речки Перерытицы закончил «Бесов», написал «Братьев Карамазовых», начал сочинять «Подростка» и обдумывать «Пушкинскую речь». Сегодня там Дом-музей Достоевского, где порой и играются фестивальные спектакли, проверяя себя на подлинность страстей и обстоятельств. И создается еще один музей – романа «Братья Карамазовы», ведь в знаменитом городе Скотопригоньевске как раз и зашифрована Старая Русса с ее домами, узкими улицами и тупиками, садиками, обитателями и их страстями.

Фестивальные программы складываются по-разному, порой удивляя целой чередой театральных открытий, порой разочаровывая. Причины этого, правда, не всегда бывают творческого порядка, чаще банально-финансовые, не позволяющие привозить спектакли нашумевшие, из дальних мест. Но, тем не менее, здесь уже побывали и «Школа драматического искусства», и «Мастерская» Григория Козлова, и петербургский ТЮЗ, и студенты Виктора Рыжакова из Школы-Студии МХАТа и Олега Кудряшова из ГИТИСа, и московский Новый драматический театр, и гости из Японии, Финляндии, Польши, Сербии и многие другие. Форум живет непросто, подчас просто выживает, но, тем не менее, с каждым годом у него увеличивается количество зрителей, которые подчас просто не могут поместиться в этих небольших сценических пространствах.

В этом году в афишу фестиваля было включено шесть спектаклей российских театров, студий и мастерских и одна постановка из Финляндии.
Причем, что любопытно, можно наблюдать, как театры пытаются не только проникнуть в суть и смысл произведений Достоевского, не самых легких для восприятия, но и с их помощью поэкспериментировать в области театральной формы, жанра, сценических технологий, поискать иные способы актерского существования и подачи текста. Этот фестиваль тем и ценен, что не старается только лишь блюсти традиции русского психологического театра, но всегда открыт поискам, подчас на грани эпатажа. Иногда, впрочем, кажется, что Достоевский сопротивляется, чаще именно его мысль, облеченная в оригинальную форму, становится главным участником происходящего.

Ломая традиции, хочется начать сразу с «десерта», то есть с наиболее яркого и удачного спектакля, показанного в Старой Руссе и получившего Гран-при. А именно с постановки петербургского режиссера Искандэра Сакаева «Н.Ф.Б.», в которой зашифрованы инициалы Настасьи Филипповны Барашковой из романа «Идиот». Спектакль был представлен Новгородским академическим театром драмы имени Достоевского. Жанровый подзаголовок, звучащий как «движение в пространстве романа», во многом определяет визуальный смысл этого действа, в котором легко считываются и другие смыслы, идейного и духовного порядка. Сакаев сам сделал инсценировку, взяв за образец, вероятно, небезызвестную пьесу Анджея Вайды «Н.Ф.», составленную из наиболее знаковых эпизодов романа. Но версия Сакаева оказалась куда более компактной и лаконичной, не претендующей, впрочем, на отражение всего многообразия сюжетных линий и ситуаций «Идиота». Здесь всего три героя: князь Мышкин – Ян Цибульский, Рогожин – Ярослав Янковский и Настасья Филипповна – Анна Кондрашина, помещенные с помощью сценографа Дины Тарасенко в некое условное пост-пространство романа. В то, где события уже свершились, а князь снова оказался в швейцарской лечебнице – в такомм состоянии, которое провоцирует бредовые сны с редкими проблесками ясных воспоминаний. Полупрозрачные белые занавеси, клеенка, в которую было завернуто тело Настасьи Филипповны, три стула, инвалидная коляска… Искандэр Сакаев закольцовывает спектакль явлением двух санитаров, которые кормят Мышкина с ложечки и возят его на этой коляске. А в помутившемся сознания князя лица этих двоих трансформируются в лики тех, которые были с ним в прошлой жизни.

Эти бредовые видения допускают многое – рваную структуру спектакля, шутовские колпаки и размалеванные лица, крики и обмороки. Здесь слово абсолютно на равных с пластическими, подчас безмолвными вариациями. Но они настолько виртуозно придуманы режиссером и грамотно исполнены актерами, что мысль к тебе приходит через живую, непосредственную эмоцию – как актерскую, так и зрительскую. У Сакаева вы не найдете привычных страданий и «надрывов», но эта история любви-ненависти-жалости, складываясь из трех полярно разных мелодий, начинает звучать цельно и органично. Хотя гармония чувств и мыслей здесь переходит в свою явную противоположность, зато сценически выстроенная дисгармоничность действует куда сильнее, чем последовательно и «в лицах» пересказанный сюжет.

Весьма любопытен оказался и спектакль «730 шагов» по мотивам «Преступления и наказания», который показали студенты мастерской Игоря Ясуловича во ВГИКе (режиссер – Григорий Лифанов). Здесь не было ничего ученического, зато угадывалась попытка цельной и очень «атмосферной» постановки на весьма сжатом материале. А начинающий актер Андрей Щипанов в роли Раскольникова был настолько органичен, владея методом «сквозного действия», что выдержал конкуренцию с исполнителями опытными и завоевал приз за лучшую мужскую роль.

В пару ему могла бы встать финская актриса Лиза София Пентинен, сыгравшая Сонечку Мармеладову в моноспектакле «Грустные песни из сердца Европы», представленного Городским театром Лаппеенранта. В этом известном сценарии Кристиана Смедса по мотивам того же «Преступления и наказания» она, впрочем, смогла на время воплотиться во многих персонажей романа – отца, мачеху Катерину Ивановнуи даже в Раскольникова. Менялся голос, внешний вид, жесты и пластика, история перемещалась из прошлого в неизвестное Достоевскому будущее, но не прерывалась, не кончалась. И все благодаря актрисе.

А в петербургском проекте Македония Киселева «Любови Скотопригоньевска» роман «Братья Карамазовы» попытались открыть совсем иными сценическими ключами, гротесково-абсурдистскими. Так можно ставить Хармса или Сорокина, с вкраплениями клоунады, с торжеством «школы представления» -- ярко, броско, зрелищно, парадоксально. Режиссера и компанию молодых актеров интересовала не столько внутренняя психология, сколько мотивы ее внешней, характерной подачи. От этого хрестоматийный классический роман, зачитанный и заигранный до прорех, вдруг начинал звучать весьма современно, вписываясь в контекст сегодняшних человеческих ощущений.
А традиция? Она, конечно же, тоже была представлена – например, в полноценном и многонаселенном спектакле Владимира Витько в омском театре «Галерка». С его попыткой достаточно подробной проработки тем и характеров, сюжетных линий, ситуаций и их последствий. Пусть не по форме, но по сути был верен психологической традиции развития и раскрытия характера главного героя и спектакль «Р.Р.Р.» питерского театра-студии «Абажур», в свою очередь зашифровавшего в названии Родиона Романовича Раскольникова.

Зато «Житие великого грешника», представленное Театральной мастерской Вахрамеевых из Барнаула, было настолько перенасыщено методом «физических действий», что почти полностью утопило в них суть и смысл истории Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых». Тут не только каждое слово, но едва ли не всякая буква комментировались мельтешащими жестами и наиподвижнейшей мимикой. Плюс к этому в текст Достоевского добавились фрагменты из Маяковского и Чехова, актеры кружились, бегали, падали, прыгали, размахивали руками, кувыркались, кричали – но суть решительно ускользала. А нуждается ли слово Достоевского в таких вот визуальных подпорках – вопрос остался без ответа.

Фестиваль же обещает жить дальше. И даже развиваться в сторону большего количества не камерных, но полномасштабных спектаклей. К этому, кстати, вполне готова внушительных размеров сцена Новгородского театра и его же публика, сделавшая началу форума полный аншлаг. Достоевский же, как уже говорилось, нескончаем и неисчерпаем.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Сергей Женовач: «Будем развивать собственную труппу»

    В понедельник, 2 сентября, премьерным спектаклем Сергея Женовача «Бег» в Московском Художественном театре открылся 122-й сезон. Накануне днем состоялся традиционный сбор труппы, на котором художественный руководитель рассказал о творческих планах, а после ответил на вопросы журналистов. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Большой театр кукол привезет в Москву лучшие спектакли

    Впервые за последние десятилетия Санкт-Петербургский Большой театр кукол представит на гастролях в Москве сразу три спектакля – для детей и взрослых. Гастроли пройдут с 23 по 25 сентября в Театре им. Вахтангова и в Московском детском театре теней. ...
  • Волковский театр выступит в Бишкеке

    Театр драмы им. Волкова отправляется с гастролями в Бишкек. В афише – спектакли для взрослых и детей по произведениям русских классиков и современных российских авторов. Выступления пройдут на сцене Русского театра драмы им. ...
  • В Москве открылся фестиваль DanceInversion

    Юбилейный XX фестиваль современного танца DanceInversion открылся на сцене Большого театра во вторник, 10 сентября, постановкой «Весна священная» в исполнении китайской компании «Павлин». «Мы открываем крупнейший фестиваль современного танца в Москве. ...
  • В Германию едет Театр балета им. Леонида Якобсона

    13 и 14 сентября Санкт-Петербургский театр балета им. Леонида Якобсона представит на сцене Государственного театра Дармштадта балет «Дон Кихот» на музыку Минкуса. Гастроли входят в программу международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
Читайте также