В традициях Станиславского

 
С 26 октября по 13 ноября в Москве пройдет фестиваль «Сезон Станиславского», в рамках которого в столицу привезут лучшие постановки зарубежных режиссеров – беспроигрышные удачи. О программе этого года «Театралу» рассказала Зейнаб СЕИД-ЗАДЕ, директор фестиваля и вице-президент Международного фонда Станиславского.
– Зейнаб, надо полагать, что в этом году фестиваль будет связан со 150-летием Станиславского?

– Безусловно. И если в прежние годы мы привозили в Москву спектакли тех режиссеров, чье творчество хотя бы близко к Станиславскому по духу, то на сей раз мы сосредоточились на школе – хотим показать, что она не умерла. Идеи великого реформатора живы во всем мире, они развиваются, служат современным задачам.

– Главный вопрос: чем удивлять будете?

– Программа большая. Например, 26 и 27 октября москвичи увидят «Счастливые дни Аранхуэса» – спектакль легендарного Люка Бонди, который руководит крупнейшим в мире театральным фестивалем Winner Festwochen. У него репутация мастера, который интереснейшим образом соединяет авангард и мейнстрим. Постановку покажут в доме культуры «Кузьминки».

На сцене «Гоголь-центра» в те же дни будет «Мнимый больной» (театр Volksbuehne am Rosa-Luxemburg-Plats, Берлин). Режиссер и исполнитель главной роли – Мартин Вуттке – человек, очень близкий по духу Станиславскому.

В «Мастерской Петра Фоменко» 2 и 3 ноября выступит австрийский режиссер и актер Клаус Мария Брандауэр в моноспектакле Петера Штайна «Последняя лента Крэппа» (Театр Wallenstein-Betriebs, Берлин). Как справедливо пишут, эта пьеса Беккета идеальна для моноспектакля большого актера. Брандауэр играет человека, который на склоне лет вспоминает свою жизнь. Недаром в своем интервью он сказал, что роль способна излечить от старческой меланхолии.

Громкое событие фестиваля - «Божественная комедия» Някрошюса <br> Фото: Анатолий Морковкин Литовский режиссер Эймунтас Някрошюс представит два спектакля на сцене Дворца на Яузе. Это копродукция: Meno Fortas (Вильнюс, Литва) и Международного фонда Станиславского. 5 ноября будет показана «Божественная комедия» (I часть дилогии по поэме Данте), а 7, 8 и 9 ноября – «Рай» (II часть дилогии).

Някрошюс исследует мысли, предчувствия и фантазии главного героя, поэта-творца. Рай, когда-то названный режиссером «печальным местом», раскрылся как полуторачасовая симфония. Причем Някрошюс в этой вечной теме поднимается до высот исповеди.

– А какое событие лично вы считаете ключевым?

– Мне кажется, что это спектакль Люка Персеваля «Там за дверью» (12 и 13 ноября), который в Москву привезет из Гамбурга Thalia Theater. По пьесе, два немолодых человека вспоминают свою жизнь, проведенную в концлагере во время войны. За два года спектакль был приглашен на пять фестивалей. Про него пишут: «цирк абсурда, трагическое кабаре…»

Музыкальный поэтичный спектакль. Там, кстати, играют дети с синдромом Дауна: они поют, чем привносят долю щемящей грусти. Это очень пронзительная постановка – острая и возвышенная одновременно.

– Репутация у спектаклей успешная, но есть ли зона риска у самих отборщиков фестивальной программы?

– Иногда я делюсь своими личными сомнениями с коллегами: а правильно ли, что мы привезем именно этот спектакль? Например, прошлогодний спектакль Мэттью Лентона по пьесе Метерлинка «Там внутри» мне казался весьма наивным. Но мой коллега меня одернул: «Ну, что вы! В этой наивности не только прелесть, но и абсолютная режиссерская смелость». И он оказался абсолютно прав.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Осветить темную жизнь бедного человечества»

    Накануне юбилея Московского Художественного театра «Театрал» побеседовал об этой дате с историком театра Инной Соловьевой. - 20 лет тому назад Олег Николаевич Ефремов, который тогда возглавлял МХАТ, очень спокойно и очень серьезно сказал: «Мы справляем вовсе не столетие существования одного и того же театра, поскольку театры не живут так долго, оставаясь сами собой. ...
  • «На этой сцене творил мой отец!»

    Незадолго до празднования юбилея Московского художественного театра «Театрал» побеседовал с дочерью Иннокентия Смоктуновского, которая поздравила театр со знаменательной датой. - В октябре исполняется 120 лет Московскому художественному театру им. ...
  • Александр Калягин: «Страшная беда»

    Случилась трагедия, с которой невозможно смириться, которую трудно пережить. Я читаю фамилии погибших, и мне кажется, что каждого из них я знал лично, и такой болью отзывается в моем сердце каждое имя.   И совсем невыносимо для меня, что погиб Антон Николаевич Губанков, с которым столько лет нас связывали и сотрудничество, и добрая дружба. ...
  • Доводилось ли вам уходить со спектакля?

    На вопрос «Театрала» отвечают «зрители первого ряда» – то есть известные люди, не связанные с театром профессионально, но любящие его всей душой.   Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, зав. кафедрой Мировой литературы и культуры МГИМО: – Я бы никогда себе не позволил этого, потому что – невежливо. ...
Читайте также