Египетский триумф

Музыка Верди покоряла не только правителей, но и кулинаров

 
Хедив Исмаил-паша был прогрессивным правителем Египта. Открыл тысячи школ, учредил «Учебный дом наук», достроил Суэцкий канал. Но любимым его детищем был Каирский оперный театр. Только в 1870 году Исмаил-паша мучился глобальным вопросом: каким произведением открывать театр?
Оказалось, что найти оперу, достойную столь великого события, – гораздо сложнее, чем построить театр. Опера никак не находилась, а композиторы один за другим отказывались от сотрудничества, понимая, что не справятся с такой важной задачей (требовалось, чтобы в произведении отразилась многострадальная история Египта). И вдруг Исмаил-паша вспомнил о Джузеппе Верди.

Три месяца восторга


– Блестящая идея! – восхищался маэстро. – История Египта на оперной сцене… Прекрасно!

И действительно, работа пошла интенсивно. Будто бы сам собой родился сюжет о прекрасной рабыне – драматическая история из времени владычества египетских фараонов. Написать либретто взялся известный либреттист Антонио Гисланцони.

Верди пестовал каждый стих. Название оперы пришло сразу – «Аида».

– Мне кажется, что мы делаем что-то хорошее или, по крайней мере, необычное, – пишет он Исмаилу-паше.

И просто лакомится музыкой:

– Смелей вперед! – торопит он своего либреттиста. – Мы дошли до десерта.

Проходит всего лишь три осенних месяца 1870 года, и Верди с торжеством телеграфирует:

– Моя опера для Каира закончена!

Не приехал на премьеру


Но радоваться было рано. Оказалось, что пока Суэцкий канал не достроен, очень сложно доставить костюмы и декорации. Премьера состоялась лишь год спустя – 24 декабря 1871 года.

Триумф полный. Публика очарована. Критики не жалеют слов, восторгаясь великолепной музыкой: гармоническая точность, изумительные краски переданы оркестром с совершенной точностью, мелодическая изобретательность и безупречная точность музыкального письма. На поклонах крики:

– Автора! Автора!

Но автор на премьеру не приехал. Дело в том, что в Италии его ожидало сложнейшее испытание, ведь «Аида» в ту пору репетировалась и в «Ла Скала» (премьера была назначена на 8 февраля 1872 года).

«У Верди нет способностей»


День и ночь Джузеппе репетирует. Он должен во что бы то ни стало покорить Милан, ведь именно этот город оставил в его судьбе глубокую рану. Было это давно – еще в 1832 году, когда 18-летним юношей он поступал в Миланскую консерваторию. Сдал все предметы, но экзаменаторам не понравился. Их резолюция звучала, как приговор:

– Молодой человек не проявляет каких-либо исключительных способностей.

Или еще хлеще:

– Верди не умеет и никогда не научится играть на фортепиано.

Он помнил об этом всю жизнь. И, работая над «Аидой», хотел показать свое мастерство.

Наконец, день премьеры настал. Верди страшно волновался. Но вдруг по окончании второго акта миланская знать преподнесла ему золотой, инкрустированный слоновой костью дирижерский жезл. Запахло триумфом. А когда в конце вечера прозвучали финальные аккорды и бархатный занавес опустился, – началось невероятное. Верди вызывали на поклоны тридцать два раза! Подобного триумфа в его жизни никогда больше не было.

– Если бы не ваш Суэцкий канал, кто знает, сочинил бы я «Аиду», – писал он Исмаилу-паше.

Этот триумф решил увековечить и великий кулинар Огюст Эскофье. В торте, названном в честь композитора, словно напоминание о том давнем событии, тоже есть и чуть хмельной привкус рома, и воздушная радость взбитой начинки.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Все, что правильно – красиво, а все красивое – правильно»

    Для кого звучит первый звонок? Когда не следует пропускать даму вперед? Как обратиться к незнакомому человеку? На эти и другие вопросы отвечает специалист по этикету Татьяна БЕЛОУСОВА. Правило третьего звонка Покупка билета – стратегический момент. ...
  • Юдашкин разработал стиль для капельдинеров Александринки

    Театральный сезон 2019/20 билетеры Новой сцены Александринского театра встречают в форменной одежде от кутюрье Валентина Юдашкина. Корпоративный тотал-лук разработан в темных тонах и стилистически соответствует творческой концепции Новой сцены. ...
  • Обед по Маркесу и набор Венички

    Театр начинается с вешалки, а спектакль – с буфета. Именно так происходит в Студии театрального искусства, куда на сей раз отправился корреспондент нашего журнала.   АДРЕС: УЛИЦА СТАНИСЛАВСКОГО, ДОМ 21, СТР. 7 К зрителям здесь относятся как к дорогим гостям – усаживают за большой дубовый стол и угощают театральными блюдами. ...
  • Война и мир на тарелке

    «Театрал» продолжает путешествие по театральным кафе и ресторанам Москвы. На сей раз мы отправимся в изысканный «Brasserie Мост», который буквально окружают ведущие театры столицы. Большой, Малый, Театр оперетты, РАМТ, МХТ…Чуть дальше находится МАМТ им. ...
Читайте также