Личные вещи

 
Однажды Юлия Борисова получила в подарок от великого Топоркова узорчатый рушник. Правда, не на всегда. «Если встретишь актрису, чей талант тебя поразит, передай ей», – сказал Топорков. Прошли годы, и Борисова подарила рушник… Марии Ароновой. И тоже не навсегда. «Театрал» попросил артистов и драматургов показать свои памятные вещи.

Ксения Драгунская, драматург:

– На всю жизнь мой отец Виктор Драгунский сохранил справку о работе в артеле «Спорт и туризм». Дело в том, что он с ранних лет занимался тяжелой работой – требовались деньги, ведь семья голодала. Но в 1932 году (папе 19 лет) он увидел объявление о наборе в театральную студию Алексея Дикого и понял, что если не поступит, то никогда себе этого не простит. Осложняло ситуацию то, что он работает. Пришлось брать справку, но вдруг этот документ привлек к себе внимание комиссии. Оказалось, что к рабочим относятся с пиететом: дескать, у них богатый жизненный опыт. Так что справка помогла отцу начать новую жизнь

Ольга Лерман, актриса Театра Вахтангова:

– В театре есть традиция: актеры старшего поколения оказывают знаки внимания молодым. Когда я через год после окончания Щукинского училища сыграла Анну Каренину, Людмила Васильевна Максакова сказала, что у нее есть для меня подарок. И принесла шкатулку, которую ей подарила Цецилия Львовна Мансурова. Дело в том, что и Максакова, и Мансурова играли Анну Каренину (но в разные годы и у разных режиссеров, разумеется). Я, возможно, тоже когда-нибудь передам эту шкатулочку по наследству. А сейчас храню в ней серьги Карениной и другие драгоценности, которые надеваю во время спектакля. Для меня это целый ритуал.

Павел Акимкин, актер Театра наций:

– Дания. Копенгаген. 1992 год. Большой дом на Oster Alle, где проживают 3–4 русские семьи. В этом доме есть все – магазин, парикмахерская, детский сад, кинотеатр... Это целый мир. И самым загадочным уголком этого мира стала бильярдная. Вспоминаю наших счастливых отцов, когда она появилась. Женщины туда не допускались, а мне и моему лучшему другу Севке иногда выпадал счастливый шанс, и нас брали с собой. Я помню, как мы с ним только подбородком могли дотянуться до края стола, и как учились бить по шару, держа кий, как копье над головой. И как папы гордились, когда мы все же запихивали шар в лузу.

Дания. Копенгаген. 2009 год. Мы с моей будущей женой заходим в небольшой дом на Oster Alle. Закрыт магазин. Детский сад завален стройматериалами. В кинотеатре выбиты окна. Мы поднимаемся на второй этаж – сломанная дверь, старый бильярдный стол с рваным сукном, сломанный кий и несколько шаров. Я беру один и ухожу.

Оксана Мысина, актриса «Школы драматического искусства»:

– У меня дома хранится колечко, которое мне подарила потомственная княгиня, выдающаяся актриса Театра Ермоловой Эда Юрьевна Урусова. Она пронесла его сквозь все лагеря, в которых провела семнадцать лет. Мы с ней вместе играли у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре в спектакле «Письма Асперна» (это было ее последней работой).

Людмила Иванова:

– Мы очень дружили с Анной Герман, поэтому самые дорогие для меня вещи – это ее подарки, которые она привозила всякий раз, когда приезжала в гости. Среди них – чайничек и веер. А платье мне передали уже после смерти Герман, и я очень боялась его «затаскать», поэтому все эти годы бережно храню в шкафу.

С Герман мы познакомились через Анну Качалину, которая работала музыкальным редактором на студии «Мелодия». Было это в ту пору, когда мы с моим мужем Валерием Миляевым были известными бардами, и потому предложили певице свои песни, из которых она выбрала две Валерия и одну мою – «Пожелание счастья». Так началась наша многолетняя дружба.

Когда Аня приезжала в Москву, мы с ней всегда встречались, и она рассказывала о своем ребенке, очень скучала и говорила: «Милочка, у нас такая теснота, ну просто жуткая – я, муж, мама и еще сын и няня. Я облюбовала половину двухэтажного дома, и теперь мне надо зарабатывать на него». Вот она и гастролировала, не обращая внимания на свое здоровье. В конце концов, купила половину этого дома, а обставить не успела, умерла на раскладушке.

Когда Анна заболела, я угостила ее рябиной, засыпанной сахаром, и ей очень понравилось. Из дома она мне написала, что ей кажется, будто эта смесь дает ей силы, и она просит прислать рябину. А в Москве уже выпал первый снег, и мы с мужем и сыном ездили по всему городу, по окраинам, искали деревья. В час ночи нашли рябину, сын залез на дерево и сбрасывал нам ветки. Помыли, засыпали, отправили Ане. Но увы, ее болезнь уже слишком прогрессировала.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Практический опыт

    На первый взгляд закулисье этого театра напоминает подводную лодку или бункер. Узкий серый коридор упирается во внушительную металлическую дверь. Аварийный отсек? Бомбоубежище? Нет, всего лишь костюмерная. Вполне театрально. ...
  • Пространство без границ

    Переступив порог Театра Олега Табакова, зрители тянутся за телефонами. Не сделать здесь фото невозможно: от пола до потолка стены покрыты зеркалами самых разных размеров и форм. Идея нового пространства Сцены на Сухаревской принадлежит художественному руководителю Владимиру Машкову. ...
  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
Читайте также