Время сыновей

Могут ли дети известных артистов и режиссеров затмить славу своих звездных родителей

 
Алексей (по профессии актер), Антон (режиссер), Алена (актриса) и Юрий Яковлевы
«Смотрю телевизор и удивляюсь – всюду дети известных родителей: Анна Михалкова, Иван Ургант, Алиса Гребенщикова, Стас Пьеха, Ксения Алферова, – пишет на форуме «Театрала» читательница Елена Якименко. – Похоже, что свой звездный статус они обрели «по происхождению». В театре династий не меньше. И складывается впечатление, что детям из обычных семей даже не стоит поступать в театральный вуз, там ведь сплошь свои…»
Если звездное имя и помогает абитуриенту при поступлении, то лишь на короткое время. Сцена не щадит никого: ее законы гораздо строже, чем законы кино. И по большому счету успех зависит исключительно от таланта: либо он есть, либо нет. Это известная формула.

«Театрал» решил узнать, как складывается сценическая жизнь молодых представителей актерских династий.

Тень знаменитых родителей


Наверное, мир никогда бы и не узнал о династии Мироновых, если бы не одна, случайно брошенная шутка. Дело было весной 1939 года. Александр Менакер приехал из Ленинграда в Москву – выступал в Театре миниатюр со своей программой. По окончании вечера его обступили артистки. На одну из них с удивительно синими глазами он бросил взгляд.

– Вы разве не знакомы? – спросил директор Михаил Гутман.

– Миронова, – небрежно произнесла артистка.

Артист уловил этот тон и с такой же надменной интонацией ответил:

– Менакер.

Все засмеялись. Кто бы знал тогда, что на их глазах родился первый экспромт великой актёрской пары…

Больше Миронова и Менакер не расставались. Сегодня в этой династии есть уже правнук – Андрей Удалов (студент Щукинского театрального училища). Его мама – актриса «Ленкома» Мария Миронова – говорит «Театралу»:

– Тень знаменитых родителей, конечно, никуда не уходит. Хочешь того или нет, но публика обязательно сравнивает тебя с папой, мамой, ищет черты бабушки или дедушки. А если не находит, то выносит строгий вердикт: природа отдыхает на детях. И огромные усилия требуются для того, чтобы сказать: смотрите на меня другими глазами, перестаньте сравнивать. Критики тоже приложили руку. Меня даже не критиковали, а пытались творчески кастрировать, а то и убить. Это не просто стремление репутацию уничтожить, а тебя саму, твое желание быть на сцене… Я ходила как потерянная. Но я выжила! Как? Через боль. И в результате это дало энергию сопротивления. Мне грустно, что кто-то из молодых, неокрепших, может сломаться в такой ситуации.

«Хотел поменять фамилию»


Сегодня Мария играет императрицу Екатерину в спектакле «Ленкома» «Шут Балакирев». Ее партнер (Петр I) – Александр Лазарев-младший, которому тоже пришлось несладко из-за бесконечных сравнений со своими выдающимися родителями. Он и не скрывает, что по окончании Школы-студии МХАТ мог бы поступить в труппу Театра Маяковского и, наверное, сыграл бы там свои звездные роли, но нарочно решил «отстраниться», выбрав «Ленком».

Аналогичная судьба у Константина Райкина, Михаила Ширвиндта, Виктора Добронравова, Михаила Полицеймако, Клавдии Коршуновой, Максима Виторгана – они крайне редко работали вместе с родителями.

– При поступлении в институт сын слышал со стороны упреки, что, мол, его-то точно возьмут, ведь у него папа-мама, – говорит Эммануил Виторган. – Помнится, он и фамилию хотел поменять, но в последний момент передумал.

Сегодня сын Эммануила Гедеоновича – Максим вспоминает об этом с улыбкой:

– Вы знаете, мои опасения действительно оказались напрасными, – говорит он «Театралу». – Вскоре я понял, что принадлежность к известной династии совсем не влияет на актерское творчество. Ну разве что дисциплинирует, поскольку любая моя оплошность эхом отзовется и на уважении к родителям.

Константин Райкин любит рассказывать историю о том, как много лет назад он приехал на гастроли в Израиль, и по окончании вечера у служебного входа выстроилась толпа наших бывших соотечественников. Одна колоритная дама взяла его под руку и с одесским акцентом сказала:

– Константин Аркадьевич, я всегда думала, как у таких красавцев-родителей, такой урод-сын? Но сейчас я скажу вам приятное. Вы красавец!

Неистребима зрительская наивность!

У каждой эпохи – свои Боярские


Исторически сложилось так, что актерские династии – это прежде всего российская традиция. В одном из интервью «Театралу» Римас Туминас говорил, что когда в числе поступающих на свой актерский курс он увидел фамилию дочери, то решил отказаться от преподавания. В крошечной Литве не любят, когда в искусстве выстраивается фамильный клан.

Другое дело наша страна. Преемственность поколений была главной основой императорской сцены. Самойловы, Садовские, Каратыгины, Петипа, Пашенные, Яблочкины и многие другие задавали планку своим современникам.

Интересно, что династия Боярских тоже зародилась в дореволюционную эпоху. Бабушка Михаила Сергеевича – Екатерина Бояновская была актрисой любительского театра. Мечтала и о профессиональной сцене, однако отец ее отличался консервативными взглядами и по старинке считал, что девушке не место в театре. Кроме того, она вышла замуж за священника и дальше самодельных спектаклей дело не пошло, зато любовь к театру унаследовали все их потомки.

Прабабушка Боярской хотела стать знаменитой актрисой. Ее мечту осуществила Елизавета – Она внушила своим сыновьям любовь к искусству, – говорит ее внучка – театровед Екатерина Боярская. – Даже после революции, в голодное время в их доме по мере сил устраивались любительские спектакли… Не удивительно, что трое сыновей стали актерами.

После войны в Ленинграде гремело имя Николая Боярского – артиста Театра Комиссаржевской, сыгравшего роль Козлевича в фильме «Золотой теленок». Потом слава перешла к его племяннику Михаилу, а теперь в фаворе у публики, безусловно, дочь Михаила Елизавета Боярская. У каждой эпохи – свои Боярские.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор театра Karlsson Hause Анна Павинская: «Мы любим риск»

    У репертуарного театра в России есть очевидное преимущество: здесь возможен риск. Например, не сложился спектакль, и постановку списали уже на генеральной репетиции. Но в частном театре, наверное, подобные риски недопустимы. ...
  • Артисты «Ленкома» попросили присвоить театру имя Марка Захарова

    Артисты «Ленкома» обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой присвоить театру имя Марка Захарова, который был художественным руководителем коллектива. «Сейчас подготовлено обращение от труппы театра, со всеми народными артистами и другими уважаемыми артистами, на имя Сергея Семеновича Собянина о том, чтобы назвать театр «Ленком Марка Захарова», – сказал ТАСС председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. ...
  • Мосгорсуд отменил возврат дела «Седьмой студии» в прокуратуру

    Во вторник, 8 октября, Мосгорсуд признал незаконным возвращение в прокуратуру уголовного дела «Седьмой студии» и постановил вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда. Это решение принято по ходатайству прокуратуры. ...
  • В устав Большого театра внесли изменения

    Назначения и отставки в филиалах Большого театра будут согласовываться с Министерством культуры РФ. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства РФ «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России». ...
Читайте также