Люди и маски

«Зеленая птичка» в ТЮЗе

 
Начало спектакля в 19.00Продолжительность 2 часа 40 минут с антрактом.
На премьерном показе «Зеленой птички» в ТЮЗе публика собралась самая разновозрастная: от дошкольников до бабушек – завзятых тетралок, не пропускающих ни одной премьеры. Все пришли смотреть сказку по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци.
Сказки бывают разные. Возьмите любую русскую народную в пересказе, скажем, Ушинского. Сколько кровожадных подробностей вы там найдете, таких, которые были вполне допустимыми в старые времена, а сегодня тщательно вырезаются цензорами («била меня баба… уши выдирала, ноги поломала, да еще и удавку на меня припасала»).

Гоцци редактировать не принято. Поэтому написанная во второй половине XVIII века история (переведенная М. Лозинским в начале XX) изобилует и подробностями злодеяний («пускай меня задушат, искромсают, в куски изрубят и сожгут зараз»), и довольно неизящными деликатностями интимного характера («от слов твоих пугающих моя трясется задница» или «о, титьки всемогущие, для вас я полон смелости»). И это первое, что надо понимать, собираясь на Гоцци.

Сюжет «Зеленой птички» повествует о двух близнецах королевских кровей – Ренцо и Барбарине, волею судьбы оказавшихся подкидышами. 18 лет спустя, их приемный отец колбасник Труффальдино прогоняет детей из дома. Он убежден, что научил их самому главному: есть, пить и отправлять естественные потребности. Пройдя испытания бедностью и богатством, отрицанием любви и самой любовью, Ренцо и Барбарина «оттаивают сердцем» и находят свое счастье.

История о птичке полна чудес, загадок и превращений. Но текст Гоцци местами сложен для восприятия на слух. В особенности там, где автор пускается в философские рассуждения (во времена Карло Гоцци его пьесы имели большое общественно-политическое значение, и этот его «ядовитый» спектакль, высмеивающий себялюбие как один из принципов философии Просвещения, даже посещали монахи самых строгих орденов, спрятав свое лицо под маской). Поучительный момент крайне важен в любой постановке. Но, к сожалению, маленьким детям будет непросто понять высокопарные тексты, созданные более двух столетий назад. Да и рассчитаны они на более зрелую публику.

Пожалуй, и режиссерские находки Геннадия Тростянецкого в основе своей ориентированы на взрослых. А некоторые из них детям вообще не следовало бы видеть. К примеру, возлюбленную Ренцо – женскую статую из сложенных в груду огромной белоснежной попы, губ, конуса и стопы, выполненной в форме гигантской бесформенной сосиски со смешными пальчиками на конце. Или очень эротичный костюм престарелой Тартальоны, с груди которой свисают крючкообразные элементы (как будто бы и грудью она готова цеплять, хватать и добиваться своего). Оценить эти находки в полной мере могут только взрослые. Сидя же рядом со своими детьми, им приходится лишь смущенно улыбаться, вместо того, чтобы похохотать вволю.

Если же вы все-таки решите отвести своих взрослых (!) детей на «Птичку», не оставляйте ребят один на один с их впечатлениями. Обсудите сюжет, режиссерские ходы, декорации и костюмы, расскажите об Италии тех лет и ее нравах, о том, что режиссер надел героям маски подобно тому, как это делалось на сцене итальянского театра XVIII века. И о том, что в отличие от героев сегодняшней пьесы, открывающих свои лица в финале, актеры венецианской комедии масок не снимали маску до конца своих дней.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Камерный театр Покровского ищет детей для участия в спектаклях

    Администрация Камерного музыкального театра им. Бориса Покровского объявила прием в детскую группу для обучения различным навыкам, необходимым при работе в спектаклях: «Сервилия», «Чиполлино», «Петя и волк», «Джанни Скикки», «Воскрешение Лазаря» и «Черевички». ...
  • Парк детского периода

    В последнее время многие театры стали создавать на своей базе зрительские семейные клубы и детские студии, где профессионалы занимаются с детьми сценической речью и движением, созданием кукол и вокалом, готовят ребят к участию в спектаклях театра и даже к дальнейшему поступлению в творческие вузы. ...
  • В детском мире

    Как найти подход к юным артистам и почему каждому ребенку нужен взрослый друг, нам рассказала организатор международного фестиваля «Balagan Fest» и руководитель русскоязычного театра «Балаганчик» в Турине Ольга Калениченко. ...
  • Театр Райхельгауза объявил набор в «Школу игрового театра»

    На сезон 2017-2018 «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза объявила набор детей от 5 до 15 лет в детскую театральную студию.   Как сообщается на сайте театра, занятия в старших группах проходят 2 раза в неделю по 3 часа, общий учебный курс составляет 24 часа в месяц, начинаются в сентябре (прослушивания) и заканчиваются в мае. ...
Читайте также