Режиссер Владимир Базынков

«Глубинную тоску по идеалу невозможно заглушить»

 
Театр «Содружество актеров Таганки» выпустил премьеру спектакля «Мой Марат». Выпало слово «бедный» из названия пьесы Арбузова, которая была невероятно популярной раньше. С вопросами о том, что выпало еще, а что прибавилось в этой истории, обратились к режиссеру-дебютанту на драматической сцене.
- В чем прелесть драматургии ретро? Как сделать ее современной, ведь сейчас и дружат и любят по-другому?

- Люди в этой истории очень искренние и в дружбе и в любви. Они готовы совершать поступки, и даже жертвовать собой. Эта высота чувств не всем доступна. Но тоска по таким чувствам присуща всем, и надо до них дорасти. Сегодня нередко молодые люди, сталкиваясь с проблемами в отношениях, готовы скорее сменить объект любви, чем преодолевать что-то. Но любовь и дружба  требуют внутренней работы, а не потребительского отношения друг к другу. Счастье – штука трудоемкая.

- Сегодняшнюю молодежь называют прагматичной. Нередко открытость чувств они воспринимают как слабость. Нужны ли им такие трогательные истории?

- Просто необходимы! У молодежи сейчас нет подлинных героев, нет ориентиров. Есть картонные кумиры вроде Джастина Бибера и т.д.  Арбузов выписывает  настоящих героев. Они прорубают свой путь, чем-то жертвуют ради принципов, а не меняют принципы по ситуации. Герои не картонные, но в чем-то идеальные. Это идеал мужчины и женщины. Мужчина берет ответственность за женщину, а она уступает ему главенство в отношениях. Это высокие категории. Здесь есть даже христианские принципы гармоничного устройства мира, простите за пафос.
А в современном мире есть подмена ценностей. Внушаются идеи эгоцентризма: бери от жизни все. Трудно взрослеть в мире суррогатов. Но глубинную тоску по идеалу невозможно заглушить. Каждому хочется просыпаться рядом с близким человеком и не думать с тоской: любит ли он тебя или пользует? И ради чего я рядом с ним? От горькой правды многие прячутся – в романы, развлечения, путешествия, тусовки…

Мы поставили категорию 12+ для этого спектакля, потому что важно рассказать входящим во взрослую жизнь эту историю о первой и настоящей любви. Есть любовные сцены, но очень целомудренные.

- Почему выбрали самый трудный путь? Рассказать простую историю, без мишуры, докопаться до самого глубинного багажа памяти у актеров…

- Такая история, что актерам сфальшивить кощунственно, стыдно. Мы много разговаривали. Каждый выкладывал свои переживания, глубинную боль, признания «и у меня так было», порой с трудом, переступая барьеры. Эта внутренняя работа актеров дорогого стоит. К этому режиссер может подвести, но не может заставить. Стимулы есть внутри каждого амбициозного актера: если ты не стремишься к высоким результатам, тогда незачем идти в эту профессию.

- Очевидно, хорошо быстро не бывает?

- Мы репетировали полтора года, с перерывами. Были периоды опустошения, но эти тупики пошли на пользу. Лично я многое понял про себя, про близких. Что-то переоценил в системе коммуникаций. (Смеется.) Сильная история у Арбузова! Кристальная. До этого я снимал рекламные материалы, работал формой, а здесь окунулся в прекрасную драматургию.

- В названии пьесы чудесным образом выпало слово «бедный». Очевидно, оно ассоциируется с расхожим сегодня словом «лузер»?

- Умеющий по-настоящему любить, уже не бедный.

- После камерной и довольно печальной истории про поколение военного времени, что вы еще хотите поставить?

- Комедию. Острую не по форме, а по внутреннему драйву. Чтобы потом зрителям хотелось  чудить. Но не так, по-дурному, а вкусно. Хочется светлого юмора, не расхожего и плоского, а правильного.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также