Деревенский детектив

«Королева красоты» в Театре им. Вахтангова

 
Мартин Мак-Донах – самый модный автор нынешнего сезона. В Центре им. Мейерхольда уже состоялась премьера его пьесы «Калека с острова Инишман» в постановке Ирины Керученко, в МХТ анонсирован «Человек-Подушка» в постановке Кирилла Серебренникова, в «Сатириконе» – «Королева красоты» и «Сиротливый запад» в постановке Константина Райкина. Парадоксальные, полные черного юмора истории ирландского драматурга как-то неожиданно заинтересовали российских режиссеров, а российскому зрителю стали близки чудики из маленьких ирландских городков, заряженные огромной национальной гордостью и испытывающие сложную смесь ненависти к далекой благополучной Америке и одновременного восхищения ею.
В Вахтанговском театре Михаил Бычков поставил первую драму Мак-Донаха «Королева красоты» – пьесу чрезвычайно привлекательную, дающую творческий простор и для режиссера, и для актеров.

История происходит в захолустном ирландском городке Линэн, где живет семейство Фоланов. У деспотичной старухи-матери Мэг (Алла Казанская) было три дочери, две вышли замуж и уехали, осталась истеричная «старая дева» Морин (Юлия Рутберг). Старуха Фолан активно пытается разрушить и без того неудачную личную жизнь дочери, тайно и явно мечтающей о скорейшей маминой смерти. В общем, вполне типичная семейная драма. Неожиданно у Морин появляется шанс стать счастливой: к ним в городишко заехал из Лондона ее старый приятель – работяга Пато Дули (Александр Рыщенков). Влюбленные становятся близки, но «жених» неожиданно узнает, что его «невеста» в свое время провела месяц в сумасшедшем доме, и пыл его разом угасает. Однако в голове Морин они уже вместе навсегда, и ради этого она готова на все, даже на убийство. В финале главная героиня надевает старое материнское пальто, садится в кресло и…мгновенно стареет на глазах у зрителя, превращаясь в копию своей матери.

Спектакль получился вызывающе реалистическим. На сцене выстроена подробная декорация дома (сценографии Эмиль Капелюш) с кухонным столом, раковиной, кастрюлями, печкой, кочергой, окном, за которым почти всегда настоящий дождь, и даже живыми (!!!) курами. Юлия Рутберг использует свою фирменную хрипотцу, с легкостью переходит от циничного юмора к душераздирающей истерике. Она играет на грани гротеска и создает убедительный психопатический портрет. Алла Казанская демонстрирует все свое испытанное актерское мастерство, подчеркивая то устрашающую жесткость своей героини, то ее смешную нелепость. Почти весь спектакль она сидит в кресле, что не мешает ей заполнять своей мощной игрой огромную сцену и весь зал.

Михаил Бычков известен своим интеллектуализмом, изысканностью. Однако в этой постановке он сделал очевидный перекос в сторону упрощения драматургического материала. Он явно не освоил подтекст Мак-Донаха, сближающий автора с лучшими представителями великих реалистов XIX века, в частности, Ф.М. Достоевским. Для сугубо реалистической истории в спектакле не хватает логических связок. В то же время не проработаны и практически забыты психологические нюансы человеческих взаимоотношений. Пьеса Мак-Донаха – все-таки не пересказ криминального события и даже не драма неудавшейся любви. Спектаклю недостает тонкости, полутонов, тайны. Кровавая, парадоксальная «Королева красоты» в постановке Михаила Бычкова обросла излишним бытовизмом. Бытовые подробности, рвущиеся из всех щелей, мешают и автору, и блистательному актерскому дуэту, благодаря которому публику удается несколько раз встряхнуть. Собственно, об этом мечтает и сам Мак - Донах: «Я хочу писать такие пьесы, которые бы немного встряхнули людей».Но для театра «немного» – это слишком мало.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также