В экстремальных обстоятельствах

 
Несмотря на затопление, в театре Комсомольска-на-Амуре прошла большая творческая лаборатория, организованная Театром Наций. Впрочем, мысль об отмене мероприятия возникала не раз: какой может быть разговор об искусстве, когда в регионе беда? Но оказалось, что в таких обстоятельствах театр нужен людям не меньше, чем прежде. Наверное поэтому дискуссии становились такими горячими, а в поставленных эскизах читались новые смыслы.
Местные артисты этого события ждали давно. Дело в том, что в прошлом году Министерство культуры наградило коллектив Комсомольского-на-Амуре драматического театра большой творческой лабораторией, поскольку спектакль «Преступление и наказание» (режиссер Татьяна Фролова), показанный на X фестивале театров малых городов России, вызвал горячие отклики публики. Предполагалось, что в конце лета 2013 года артисты театра выберут 3-4 современные пьесы, а Театр Наций привезет в регион режиссеров и педагогов, которые помогут работать с этим актуальным материалом. Как правило, в результате лаборатории рождаются эскизы, из которых в дальнейшем получаются полноценные спектакли. Однако сроки проведения лаборатории совпали с началом стихии. В подвал просачивалась вода, насосы круглосуточно боролись со стихией, а в это время на Малой сцене театра (Большая на реконструкции) Павел Зобнин, Анна Гусарова и Александр Созонов работали над своими постановками.
Кроме того, проводились и мастер-классы. В итоге, в лаборатории участвовало больше полусотни артистов (причем, многие были из местного ТЮЗа и народных студий).

Каждый день лаборатории начинался с мастер-классов – Так сложилось, что подобных мероприятий катастрофически не хватает современному российскому театру, – говорит арт-директор лаборатории Олег Лоевский. – А в Комсомольске-на-Амуре и вовсе со дня основания театра (1982 год) не проводилось актерских тренингов: каждый играл, «подстраиваясь» под того или иного режиссера. В итоге, уровень мастерства растворялся в общей театральной каше. Ситуация была бы иной, если бы театр хотя бы выезжал на гастроли, участвовал в фестивалях, но сегодня во многих регионах финансовое положение такое, что театру трудно выехать даже за пределы области. В итоге, выросло целое поколение артистов, которые «варятся в собственном соку» и не имеют иного театрального опыта.

Кстати, после целого дня напряженной работы артисты и сотрудники театра отправлялись на дамбы, помогая укреплять берега мешками с песком.
Условия экстремальные, но наверное поэтому эскизы («Метод Грёнхольма», «Фронтовичка» и «В тени виноградника») рождались с особым драматическим оттенком.

Например, во «Фронтовичке» (постановка Павла Зобнина) было мастерски решено пространство – помещение бывшей костюмерной, заставленное стеллажами, превращалось то в вагон, громыхающий на стыках рельсов, то в госпиталь, то в сельский клуб, то в барак. И вдруг стало ясно, что перед нами вселенская история, которая играется на пятачке (тот самый минимализм, который подвластен любому творческому коллективу, и главное, что спектакль сформировался за считаные дни).

Сюжет «Фронтовички» разыграли в подсобке театра А вот с эскизом «Метод Грёнхольма» в постановке Александра Созонова случилась иная история. Видимо, круглосуточная борьба со стихией напоминала о себе, поскольку тема произведения (карьеризм, стремление занять максимально выгодное положение в офисе) оказалась не столь злободневной – не попала в атмосферу дня. И как бы ни старались артисты «очеловечить» многословный текст, к каким бы изысканным методам ни прибегал режиссер, публика восприняла эскиз не столь горячо, как «Фронтовичку», а критики на обсуждении говорили о необходимых доработках, чтобы эскиз превратился в полноценный спектакль.
Сцена из спектакля «Метод Грёнхольма» Нуждается в доработках и эскиз спектакля «В тени виноградника» (по мотивам повести Исаака Башевиса Зингера «Поздняя любовь»). Режиссер Анна Гусарова предпочла не акцентировать внимание зрителей на еврейском колорите и историю любви двух пожилых людей свела к общечеловеческой драме: одиночество, боязнь обременять ближнего, но при этом врожденное желание стать чуть более счастливым – главные движущие силы этой истории. Однако психологический сюжет по сути своей настолько насыщен внутренними темами, тончайшими изменениями настроений и характеров, что артисты не сразу ощутили этот материал. Но все же зрители настояли на том, что эскиз не следует забывать: после доработки они хотят увидеть его в репертуаре местного театра.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Французские ангелы впали в Rage

    Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. ...
  • Театр Марка Розовского едет в Авиньон

     С 5 по 28 июля в рамках внеконкурсной программы Авиньонского театрального фестиваля театр «У Никитских ворот» представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный по автобиографической повести художественным руководителем театра Марком Розовским. ...
  • Молодые силы

    Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. ...
  • Новосибирский театр оперы и балета выступит в Будапеште

    Балетная труппа Новосибирского театра оперы и балета открывает гастроли в Будапеште. В рамках Летнего фестиваля, который ежегодно проходит в столице Венгрии, сибирские танцовщики представят балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» в хореографической редакции Никиты Долгушина, информирует пресс-служба Министерства культуры. ...
Читайте также