«Свадьба» под открытым небом и танцующие пакетики

Как в Пскове расширяют зрительский кругозор

 
День города в Пскове. Люди, как водится, вышли на улицы и в парки, тем более что дело происходило в июле. И вдруг на дорожках Детского парка, только что открывшегося после годичной реставрации, появился живой оркестр. Выехала кровать на колесиках, за ней стол с бутылками шампанского. Бутылки выстрелили белой и огненно-красной пеной, из подушек полетели перья, подхваченные ветром. Появились экстравагантные молодожены, зазвучала итальянская речь, как водится на свадьбе, начались потасовки и даже… перестрелка. Причем все это действо  шумно и быстро передвигалось по аллеям парка, а невеста в подвенечном платье бегала быстрее всех со свистком во рту. Гуляющие поначалу застывали в замешательстве и недоумении. Что это? Настоящая свадьба? Или артисты? Что надо делать: просто смотреть или присоединиться к происходящему «безумию»? Худрук Псковского театра драмы Василий Сенин, находившийся среди зрителей, первым включился в игру, подавая пример публике: подхватил на руки невесту, за что чуть было не схлопотал «пулю в лоб»…

Молодой режиссер Василий Сенин стал худруком Псковского академического театра драмы имени Пушкина в начале этого года. И сразу же задумался о том, как совместить давние традиции «театра с историей» с актуальными сценическими поисками, причем сделать это так, чтобы и публике, и актерам было интересно. А поскольку историческое здание театра сейчас находится на реставрации, начать решили именно с публики, дабы расширить ее кругозор и хоть немного потренировать восприятие на примере необычных, непривычных здесь постановок.

Василий Сенин: «Летом я побывал в городе Йончопинге, где проходило шведское Театральное биеннале. Вряд ли бы я узнал, что в Швеции есть такой город, если бы не проводимая их правительством программа  децентрализации, в том числе культурной. Это биеннале кочует из Стокгольма или Мальме в маленькие развивающиеся города. На форуме были представлены театры из провинциальных городов Швеции, и спектакли этих театральных команд находились в том же контекстном поле, что и у их столичных коллег. Естественный интерес к тому, что происходит вокруг тебя, мне кажется необходимым атрибутом развития любой системы. Именно для этого мы привозим в Псков такие разные коллективы как, например, московский Liquid Theatre или театр Non Nova из Франции. И будем продолжать это начинание.

Спектакль «Свадьба» стал неожиданностью не только для зрителей, но и для организаторов «Дней города» в Пскове. И теперь они, возможно, сами того не желая, находятся в неком контекстном поле, пространстве диалога, потому что «Дни города» в следующем году будут сравнивать с тем ощущением настоящего городского праздника, который оставили после себя «ликвиды». Кстати, уже есть договоренность, что в будущем году Liquid Theatre создаст в сотрудничестве с псковичами новую версию спектакля LIQUIDация, за который в 2009 году получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Я думаю, он будет интересным шагом в диалоге театра с молодежью региона».

Вслед за взрослыми зрителями Василий Сенин решил поработать с детской аудиторией. Следующим гастрольным спектаклем стал «Послеполуденный отдых фена» французской компания Non Nova, который в Пскове показали в сентябре. Он уже стал обладателем престижной премии Total Fringe Award на международном фестивале FRINGE 2013 в Эдинбурге, как бесспорный фаворит среди детских спектаклей.

Компания Non Nova была основана в 1998 году Фией Менар и за эти годы уже успела представить свои весьма своеобразные постановки во всем мире: от Аргентины и Бразилии до Германии и Дании, От Индонезии до Ливана. «Послеполуденный отдых фена» его создатели сочинили по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках Праздника Наук, темой которого стало «движение». А движутся, танцуют, кружатся, летают самые обычные разноцветные полиэтиленовые пакетики, причем под музыку французского композитора Клода Дебюсси из прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (отсюда и игра с названием спектакля), написанной на основе одноименной поэмы Стефана Малларме. Траекторию движения актеру Жану-Луи Уврару и его «марионеткам» задает искусно направляемый воздух из вентиляторов.  При этом спектакль меняется каждый раз, потому что движение воздуха непредсказуемо. Материю нельзя приручить и невозможно ей приказать. Причем история, которую может сочинить каждый зритель, наблюдая за этим грациозным и порой драматичным «балетом», у каждого своя.

Вот своим впечатлением делится мама, которая привела свою дочь на этот совсем непривычный для Пскова спектакль: «На самом деле, это что-то за гранью понимания. Это чудо, от которого хочется смеяться и плакать одновременно. Необыкновенное, такое редкое в обыденности ощущение! Это не банальный детский спектакль. В зале сидело много взрослых и все как один с ошарашенным и восхищённым видом. И очень жалко было, когда всё закончилось. Дочка моя даже расплакалась. Слёзы были от безвозвратной утраты этого чувства, когда на вдохе следишь за необъяснимо созданным танцем полиэтиленовых пакетов».

Кстати, проблем с продажей билетов на новое для псковичей зрелище не оказалось. Наоборот, были проблемы с местами. «Эти новые впечатления, – говорит Василий Сенин, – будут помогать в восприятии нового репертуара театра. Это и есть те маленькие шаги культурной децентрализации, которые нам необходимы. Быть может, для того, чтобы в один прекрасный момент в маленьком российском городе возник театр, подобный тому, что существует в немецком Вуппертале, известный сегодня всему миру. Возможно, это не произойдет при моей жизни здесь, но если мы сегодня не начнем их делать, этого не произойдет никогда».

Молодой режиссер и руководитель театра, недавний выпускник столичной «Школы театрального лидера», конечно же, хочет перемен. И пока театр закрыт на реставрацию, постепенно эти перемены готовит, в том числе и в сознании зрителей. Ведь ожидаются не только привычные премьеры, но и продолжение гастролей, артистические резиденции, новый акцент Пушкинского фестиваля.

Василий Сенин: «По моему мнению, современный театр, независимо от его географической принадлежности, должен думать не только том, как ему выживать в реалиях нашей действительности, но и о том, зачем он живет и какова главная цель его жизнедеятельности. Я сейчас говорю о театре в этой стране, в России. Только задавая себе подобные вопросы, театр может снова стать домом для художника, особенно в обществе, переживающем социальные катаклизмы. Отворачиваясь от этих вопросов, театр дискредитирует себя, а художник либо бежит из него, либо сам превращается в бессмысленное существо. Я думаю, что многих моих коллег разного возраста беспокоят именно эти вопросы, когда мы рассуждаем о так называемой проблеме «репертуарного театра». И каждый из нас понимает, что требования к другим – это, в первую очередь, требования к самому себе».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Я хотел закрыть театр на три дня»

    Вечером, 6 сентября, Театр им. Вахтангова открывает 99-й сезон премьерой спектакля Юрия Бутусова «Пер Гюнт», для которого, по словам Римаса Туминаса, нужно будет сделать другую афишу. Сейчас там изображен молодой человек с заклеенным ртом и глазами. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр Марка Розовского выступит в Барнауле

    В среду, 18 сентября, театр «У Никитских ворот» покажет в Барнауле спектакль «…И цирк!». Выступление пройдет на сцене Алтайского театра драмы им. Шукшина в рамках фестиваля, посвященного 90-летию писателя. «Впервые театр «У Никитских ворот» выступает перед жителями Барнаула, - отметили в пресс-службе театра. ...
  • На фестивале циркового искусства «Идол» вручили награды

    На Всемирном фестивале циркового искусства «Идол», который проходит в Московском  цирке на проспекте Вернадского с 12 по 22 сентября, братья Мартинес с номером «Икарийские игры» (Япония - Колумбия) и жонглеры в воздухе «Ритуальная Индия» под руководством Елены Бараненко (Россия) получили «Золотого идола». ...
  • Большой театр кукол привезет в Москву лучшие спектакли

    Впервые за последние десятилетия Санкт-Петербургский Большой театр кукол представит на гастролях в Москве сразу три спектакля – для детей и взрослых. Гастроли пройдут с 23 по 25 сентября в Театре им. Вахтангова и в Московском детском театре теней. ...
  • Волковский театр выступит в Бишкеке

    Театр драмы им. Волкова отправляется с гастролями в Бишкек. В афише – спектакли для взрослых и детей по произведениям русских классиков и современных российских авторов. Выступления пройдут на сцене Русского театра драмы им. ...
Читайте также