«Свадьба» под открытым небом и танцующие пакетики

Как в Пскове расширяют зрительский кругозор

 
День города в Пскове. Люди, как водится, вышли на улицы и в парки, тем более что дело происходило в июле. И вдруг на дорожках Детского парка, только что открывшегося после годичной реставрации, появился живой оркестр. Выехала кровать на колесиках, за ней стол с бутылками шампанского. Бутылки выстрелили белой и огненно-красной пеной, из подушек полетели перья, подхваченные ветром. Появились экстравагантные молодожены, зазвучала итальянская речь, как водится на свадьбе, начались потасовки и даже… перестрелка. Причем все это действо  шумно и быстро передвигалось по аллеям парка, а невеста в подвенечном платье бегала быстрее всех со свистком во рту. Гуляющие поначалу застывали в замешательстве и недоумении. Что это? Настоящая свадьба? Или артисты? Что надо делать: просто смотреть или присоединиться к происходящему «безумию»? Худрук Псковского театра драмы Василий Сенин, находившийся среди зрителей, первым включился в игру, подавая пример публике: подхватил на руки невесту, за что чуть было не схлопотал «пулю в лоб»…

Молодой режиссер Василий Сенин стал худруком Псковского академического театра драмы имени Пушкина в начале этого года. И сразу же задумался о том, как совместить давние традиции «театра с историей» с актуальными сценическими поисками, причем сделать это так, чтобы и публике, и актерам было интересно. А поскольку историческое здание театра сейчас находится на реставрации, начать решили именно с публики, дабы расширить ее кругозор и хоть немного потренировать восприятие на примере необычных, непривычных здесь постановок.

Василий Сенин: «Летом я побывал в городе Йончопинге, где проходило шведское Театральное биеннале. Вряд ли бы я узнал, что в Швеции есть такой город, если бы не проводимая их правительством программа  децентрализации, в том числе культурной. Это биеннале кочует из Стокгольма или Мальме в маленькие развивающиеся города. На форуме были представлены театры из провинциальных городов Швеции, и спектакли этих театральных команд находились в том же контекстном поле, что и у их столичных коллег. Естественный интерес к тому, что происходит вокруг тебя, мне кажется необходимым атрибутом развития любой системы. Именно для этого мы привозим в Псков такие разные коллективы как, например, московский Liquid Theatre или театр Non Nova из Франции. И будем продолжать это начинание.

Спектакль «Свадьба» стал неожиданностью не только для зрителей, но и для организаторов «Дней города» в Пскове. И теперь они, возможно, сами того не желая, находятся в неком контекстном поле, пространстве диалога, потому что «Дни города» в следующем году будут сравнивать с тем ощущением настоящего городского праздника, который оставили после себя «ликвиды». Кстати, уже есть договоренность, что в будущем году Liquid Theatre создаст в сотрудничестве с псковичами новую версию спектакля LIQUIDация, за который в 2009 году получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент». Я думаю, он будет интересным шагом в диалоге театра с молодежью региона».

Вслед за взрослыми зрителями Василий Сенин решил поработать с детской аудиторией. Следующим гастрольным спектаклем стал «Послеполуденный отдых фена» французской компания Non Nova, который в Пскове показали в сентябре. Он уже стал обладателем престижной премии Total Fringe Award на международном фестивале FRINGE 2013 в Эдинбурге, как бесспорный фаворит среди детских спектаклей.

Компания Non Nova была основана в 1998 году Фией Менар и за эти годы уже успела представить свои весьма своеобразные постановки во всем мире: от Аргентины и Бразилии до Германии и Дании, От Индонезии до Ливана. «Послеполуденный отдых фена» его создатели сочинили по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках Праздника Наук, темой которого стало «движение». А движутся, танцуют, кружатся, летают самые обычные разноцветные полиэтиленовые пакетики, причем под музыку французского композитора Клода Дебюсси из прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» (отсюда и игра с названием спектакля), написанной на основе одноименной поэмы Стефана Малларме. Траекторию движения актеру Жану-Луи Уврару и его «марионеткам» задает искусно направляемый воздух из вентиляторов.  При этом спектакль меняется каждый раз, потому что движение воздуха непредсказуемо. Материю нельзя приручить и невозможно ей приказать. Причем история, которую может сочинить каждый зритель, наблюдая за этим грациозным и порой драматичным «балетом», у каждого своя.

Вот своим впечатлением делится мама, которая привела свою дочь на этот совсем непривычный для Пскова спектакль: «На самом деле, это что-то за гранью понимания. Это чудо, от которого хочется смеяться и плакать одновременно. Необыкновенное, такое редкое в обыденности ощущение! Это не банальный детский спектакль. В зале сидело много взрослых и все как один с ошарашенным и восхищённым видом. И очень жалко было, когда всё закончилось. Дочка моя даже расплакалась. Слёзы были от безвозвратной утраты этого чувства, когда на вдохе следишь за необъяснимо созданным танцем полиэтиленовых пакетов».

Кстати, проблем с продажей билетов на новое для псковичей зрелище не оказалось. Наоборот, были проблемы с местами. «Эти новые впечатления, – говорит Василий Сенин, – будут помогать в восприятии нового репертуара театра. Это и есть те маленькие шаги культурной децентрализации, которые нам необходимы. Быть может, для того, чтобы в один прекрасный момент в маленьком российском городе возник театр, подобный тому, что существует в немецком Вуппертале, известный сегодня всему миру. Возможно, это не произойдет при моей жизни здесь, но если мы сегодня не начнем их делать, этого не произойдет никогда».

Молодой режиссер и руководитель театра, недавний выпускник столичной «Школы театрального лидера», конечно же, хочет перемен. И пока театр закрыт на реставрацию, постепенно эти перемены готовит, в том числе и в сознании зрителей. Ведь ожидаются не только привычные премьеры, но и продолжение гастролей, артистические резиденции, новый акцент Пушкинского фестиваля.

Василий Сенин: «По моему мнению, современный театр, независимо от его географической принадлежности, должен думать не только том, как ему выживать в реалиях нашей действительности, но и о том, зачем он живет и какова главная цель его жизнедеятельности. Я сейчас говорю о театре в этой стране, в России. Только задавая себе подобные вопросы, театр может снова стать домом для художника, особенно в обществе, переживающем социальные катаклизмы. Отворачиваясь от этих вопросов, театр дискредитирует себя, а художник либо бежит из него, либо сам превращается в бессмысленное существо. Я думаю, что многих моих коллег разного возраста беспокоят именно эти вопросы, когда мы рассуждаем о так называемой проблеме «репертуарного театра». И каждый из нас понимает, что требования к другим – это, в первую очередь, требования к самому себе».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Французские ангелы впали в Rage

    Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. ...
  • Театр Марка Розовского едет в Авиньон

     С 5 по 28 июля в рамках внеконкурсной программы Авиньонского театрального фестиваля театр «У Никитских ворот» представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный по автобиографической повести художественным руководителем театра Марком Розовским. ...
  • Молодые силы

    Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. ...
  • Новосибирский театр оперы и балета выступит в Будапеште

    Балетная труппа Новосибирского театра оперы и балета открывает гастроли в Будапеште. В рамках Летнего фестиваля, который ежегодно проходит в столице Венгрии, сибирские танцовщики представят балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» в хореографической редакции Никиты Долгушина, информирует пресс-служба Министерства культуры. ...
Читайте также