Легко ли быть свободными и гордыми?

Труды и дни «Этюд-театра»

 
15 сентября петербургский «Этюд-театр» откроет новый театральный сезон, третий по счету и решающий по меркам бизнеса. Театр, наконец, признали не только зрители и критики. Об этом свидетельствует получение гранта на постановки от Комитета по Культуре Санкт-Петербурга. О трудностях и радостях выживания «Театралу» рассказали новый главный режиссер «Этюд-театра» Семен Серзин и новый директор Алексей Никитин.
- В городе активно открываются театры на базе единых курсов. В чем феномен таких коллективов? Учитываете ли вы чужой опыт?

Семен Серзин: «Мне кажется, никакого феномена нет. Есть несколько причин, по которым актерам и режиссерам еще будучи студентами не хочется расставаться. В нашем случае – это сильная школа, этюдный метод (откуда естественно и название), которому мы учились все 5 лет у нашего Мастера, а теперь художественного руководителя «Этюд-театра» – Вениамина Михайловича Фильштинского. В какой-то момент стало ясно, что в большинстве случаев театр, в особенности репертуарный, работает совсем в другом направлении. Нам стало жалко терять это наше самое главное качество. Да и просто –  нам хорошо друг с другом работать. Что касается чужого опыта – его не так много в Петербурге, да и весь опыт негосударственных театров, к сожалению, в итоге сводится к тому, что выжить им практически невозможно. Кроме как стать частью госструктуры.

Алексей Никитин: Я думаю, наличие таких театров в городской культурной среде придает мощный импульс  развитию этой среды. И  влияет на развитие государственных театров.

- Приведет ли этот процесс и активная конкуренция к отмиранию нежизнеспособных репертуарных театров?

С.С.: Сейчас в репертуарных театрах города, к радости и удивлению, начались внутренние перемены и перестановки – что может реанимировать ситуацию. Что же касается негосударственных театров – то это нельзя назвать конкуренцией. Это совершенно другая ниша, другой зритель.

А.Н.: Согласен. Я бы даже сказал, что мы находимся где-то между зрителем и государственным театром, поскольку не исключаю, что сначала тот самый «неподготовленный зритель» приходит к нам, а уже потом к нашим старшим товарищам. Но вместе с тем, конкуренция все-таки есть, прежде всего, именно за зрителя, поскольку предложение театральных спектаклей в нашем городе крайне велико, не только за счет городских театров. Не стоит забывать об антрепризах и гастролях.

- В вашем театре сменился главный режиссер и директор. Почему?

С.С.: Театр просуществовал два года под руководством Дмитрия Егорова и Данила Вачегина. Просуществовал достойно – выпустил семь премьер, о театре стали говорить, было немало фестивалей и наград. Дмитрий Егоров ушел сам, без скандалов, интриг и сплетен. Театр ему очень благодарен, и работа им действительно проделана большая.

А.Н.: Сейчас важно продолжать работать, добиваться новых успехов, открывать двери, в которые не входили раньше, а для этого в театре, мне кажется, непременно должен быть тандем руководителей, понимающих и чувствующих друг друга. Способных посредством разных механизмов достигать общие цели. Конечно, пока еще рано делать какие-то прогнозы, многое покажет начало сезона.

- Про ваш театр пишут: «Свободный, гордый, не понятно на что живущий коллектив с хорошей профессиональной репутацией, который одним своим существованием взрывает представления о многих о возможностях организации театрального дела в нашей стране». Легко ли быть свободными и гордыми? Какова плата за эту свободу?

С.С.: Естественно, это более чем непросто. Уже третий сезон начинается – и все это время мы существуем без финансовой поддержки, выпуская премьеры на свои деньги, и до сих пор не имеем даже своего репетиционного помещения. И это тяжело. Тем более, что большинство труппы считает местом своей постоянной работы «Этюд-театр». В этом смысле мы очень благодарны нашим друзьям – это Лаборатория «ON.Театр», театральный центр «Легкие люди» и площадка «Скороход», которые помогают с репетициями, выпуском и прокатом спектаклей.

А.Н.: Честно говоря, поддержка была. Несколько спектаклей («Наташины мечты», «Двое бедных румын, говорящих по-польски», «Кеды») были выпущены совместно с «ON.Театром», в том числе на средства бюджета города. Также весной театр получил грант от Дирекции театрально-зрелищных касс, в данный момент идет подготовка документов на получение гранта от Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Но этого, конечно, не достаточно. Сейчас мы продолжаем заниматься поиском спонсорских средств.

- Третий сезон – это, очевидно, свидетельство того, что определенный период становления позади?

С.С.: Как говорят в бизнесе: три года – проверка на живучесть. Так что через год увидим.

- Можно ли на примере вашего театра изучать способы выживания театра? Какие факторы мешают быть более маневренными и тормозят развитие театрального дела?

С.С.: Система поддержки государством независимых театров устроена не так, как хотелось бы. При всем желании Комитета по культуре помогать нам – все процессы протекают медленно и неэффективно. Так, например, получить грант на постановку спектакля реально только после того, как ты его поставишь на свои деньги, и то если получится отчитаться по всем статьям расходов. Единственный шанс жить, а не выживать негосударственным театрам – это переход на Европейскую или Американскую систему грантов и развития театра. Но это невозможно в нашем государстве, как мне кажется.

А.Н.: Позволю себе не согласиться. Надо предельно четко понимать, что структура органов государственно власти не так проста, и не все процессы зависят непосредственно от Комитета по культуре. Но, несмотря на это, грант Комитета по Культуре Санкт-Петербурга на предоставление субсидий негосударственным театрам, а конкретно условия предоставления, не имеют аналогов ни в одном регионе России. В этом большая заслуга Правительства города. И, конечно, не все так просто в Европе и Америке. Там все «прозрачней», но и требования гораздо жестче. И соответственно ответственность больше, как у органов исполнительной власти, так и у организаций.

- Театр заработал определенную репутацию. Какие факторы реально повлияли на получение поддержки Комитета по Культуре Санкт-Петербурга в форме гранта на постановки?

С.С.: Не знаю - что тут ответить. Репутация, естественно, есть. Редко кто удивляется названию «Этюд-Театр». О театре знают. Появился свой зритель.

А.Н.: Да, театр за два года существования уже имеет имя, которое знают, и не только в Петербурге, но и в других городах. Например, нас часто приглашают в Москву. Получение гранта от Комитета по Культуре – это, прежде всего, заслуга бывшего руководства театра. Сейчас все находится на завершающей стадии –  подписание договора, сдача отчетов. Поддержка Комитета действительно очень важна для любого коллектива, не только для начинающего. Нам приятно осознавать, что город заинтересован в том, что мы делаем.

- Какие спектакли способствовали переходу театра на новый уровень?

С.С.: У театра есть внятная политика в смысле репертуара и работы с молодыми интересными режиссерами Санкт-Петербурга. Мы реальный театр, исследующий реальные проблемы современности и современного человека, будь это современная драматургия или классика. В этом смысле прорывом театра стал спектакль Евгении Сафоновой «Двое бедных румын, говорящих по-польски», ставший лауреатом Петербургской Театральной Премии для молодых «Прорыв» в номинации «Лучший актер драматического театра» – актер Кирилл Варакса.

А.Н.: «Сейчас «Этюд-Театр» находится, в каком-то смысле, на переломном этапе развития. У нас есть возможность продолжать строить театр, проанализировав уже полученный опыт, опираясь на ошибки и достижения в прошлом. В ближайшие два месяца запланировано две премьеры – «Демоны», по пьесе Натальи Ворожбит в постановке Семена, и режиссерский дебют Алессандры Джунтини «Nature morte в яме», автор – Фаусто Паравидино.

- Говорят, что подобные молодые театры часто испытывают дефицит в опытных продюсерах, способных организовать успешные гастроли, и в завлитах, способных найти театру свою «золотую жилу», свою драматургию. История вашего театра опровергает это расхожее мнение или нет?

С.С.: Что касается менеджмента – наш театр и вправду испытывал необходимость в толковом организаторе и технических службах. Но это дело в наших условиях совсем непростое и так быстро не делается. Сейчас в наш театр пришел новый молодой директор, который привел с собой свою команду. И мы, конечно, возлагаем на них большие надежды.

А.Н.: Есть новые люди, есть те, кто уже какое-то время работал в «Этюде». Сейчас идет процесс привыкания  друг к другу, анализ предыдущего опыта, поиск новых путей управления, распространения, внедрения… Я давно слежу за «Этюд-Театром», не первый год знаком с артистами, знаю его репертуар и рад возможности работать в команде, среди людей, которые дышать не могут без театра. Это постоянный драйв, энергия, что идет на пользу театру.

- Как анализируете опыт участия театра в фестивалях? Аналитика – это удел директора, режиссера? Или это происходит коллегиально?

С.С.: Я думаю все, что связано с аналитикой – в большей степени дело директора. Что касается творческой части – то не могу не сказать, что театр принимал участие в большом количестве фестивалей, как в России, так и в Европе, где зарекомендовал себя с лучшей стороны.

А.Н.: Я сейчас не могу говорить об аналитике, необходимо время, чтобы получить полную информацию о деятельности театра в прошлом. Но уже сейчас мы понимаем, что многие процессы необходимо запускать практически с нуля.

- Лично вы какие скрытые ресурсы театра видите?

С.С.: Если без дураков – мне кажется, в нашем театре растут большие, интересные, глубокие, а главное, свободные артисты. И свободные люди, что очень важно. Актеры и режиссеры, которые могут честно и свободно говорить через творчество, о том, что их реально волнует и задевает. Такого театра мало. И в этом потенциал «Этюд-Театра», как мне кажется. В свободе слова и поиска.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также