Победителей не судят?

 
Каждый декабрь наш журнал встречает свой личный отдельный новый год, потому что появились мы на свет в декабре 2003 года. Три года – это совсем небольшой срок жизни с точки зрения вечности. Но выпускать театральное издание в эпоху тотального гламура! Согласитесь, «что-то героическое в этом есть», как справедливо заметил персонаж известного фильма.
Современная жизнь стремительна в своих изменениях. Театру, как искусству консервативному, угнаться за переменами бывает невероятно трудно. Сменяют друг друга герои и кумиры, режиссерский почерк, утратив, былую каллиграфическую скрупулезность, становится беглым, подпрыгивающим, пестрит условными значками и сокращениями. Мы живем в эпоху «нрзб». Помочь зрителям разобрать тайные иероглифы – одна из задач пишущих и говорящих о театре. Расставить акценты, определиться с лидерами, отделить настоящее от мнимого – сделать это с каждым годом все сложнее, так как театральные люди в большинстве своем уже освоили глянцевое искусство пиара.

Конкуренция на театральном поле бьет все рекорды – с бешеной скоростью осваиваются новые жанры, рождаются новые театры, появляются новые фестивали и новые премии, пишутся новые пьесы и переписываются старые, актеры с легкостью меняют пристанища, больше всего на свете боясь выпасть из обоймы – из сериалов и антреприз. Работы, слава богу, много. В кои-то веки, на всех хватает. Давайте же порадуемся за обыкновенного среднего артиста, которому во все эпохи не везло. Ведь раньше участь его была предопределена – «кушать подано» и «слушаюсь» – и так всю жизнь, до пенсии. Малозначащие эпизоды в кино. А то и «групповки» с «массовками». Самостоятельные работы на малых сценах, обычно кончающиеся крахом. Ресторан ВТО – рассадник черной зависти. И тотальный алкоголизм, как следствие неудавшейся карьеры. Сегодня среднему артисту живется вольготно, он востребован и уважаем. Его рвут на части телепродюсеры и антрепренеры. У него берут интервью модные журналы, он постоянный участник различных ток- и реалити-шоу. Он желанный гость на тусовках и презентациях. Зритель его боготворит, комедия с его участием – верный залог успеха. Гении потеснились, отошли на второй план, уступив место Великому Среднему Артисту. Как ни вспомнить диалог из чеховской «Чайки»: «Пала сцена, Ирина Николавна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни.» – «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Феномен успеха среднего артиста требует отдельного изучения, чем занимаемся и мы, разбирая вкусы и пристрастия сегодняшней публики. Сомнительность поговорки «победителей не судят» подтверждается именно в живом театральном процессе, когда исследовать успех подчас интереснее, чем провал. Так, делясь своими сомнениями, мы пытаемся установить ту магическую связь между сценой и зрителем, которая и является главным смыслом театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • В МХТ представят забытый спектакль

    В Московском Художественном театре продолжается цикл вечеров «Память места» (театр реконструирует наиболее знаковые постановки, листает страницы истории). Очередной главой этой театрализованной историографии станет спектакль «Сверчок на печи» по Диккенсу, которым в 1912 году с успехом заявила о себе 1-я Студия МХТ. ...
  • В Театре Олега Табакова – премьера сказки

    Театр Олега Табакова 25, 26 января и 2, 16 февраля впервые представит детский спектакль.    В музыкальном спектакле «Голубой щенок» режиссера Никиты Владимирова, который  будет идти  на Сцене на Сухаревской,  прозвучат любимые по одноименному мультфильму песни Юрия Энтина и Геннадия Гладкова, а петь, танцевать и играть будут ведущие артисты Театра Олега Табакова. ...
  • Евгений Арье представит спектакль «Папа»

    Режиссер Евгений Арье готовится представить в «Современнике» премьеру «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Показы пройдут 24 и 25 января. Главные роли сыграют Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова.   «Папа» – одна из самых известных пьес французского писателя Флориана Зеллера, получившего признание уже в возрасте 22 лет. ...
  • Михаил Ефремов: «Сажают людей, а надо бы деревья»

    Премьера спектакля Марины Брусникиной «Посадить дерево» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского состоялась на сцене театра «Практика» в понедельник, 13 января. Это совместный проект театра и продюсера Леонида Робермана, впоследствии постановка будет идти на целом ряде московских площадок. ...
Читайте также