Победителей не судят?

 
Каждый декабрь наш журнал встречает свой личный отдельный новый год, потому что появились мы на свет в декабре 2003 года. Три года – это совсем небольшой срок жизни с точки зрения вечности. Но выпускать театральное издание в эпоху тотального гламура! Согласитесь, «что-то героическое в этом есть», как справедливо заметил персонаж известного фильма.
Современная жизнь стремительна в своих изменениях. Театру, как искусству консервативному, угнаться за переменами бывает невероятно трудно. Сменяют друг друга герои и кумиры, режиссерский почерк, утратив, былую каллиграфическую скрупулезность, становится беглым, подпрыгивающим, пестрит условными значками и сокращениями. Мы живем в эпоху «нрзб». Помочь зрителям разобрать тайные иероглифы – одна из задач пишущих и говорящих о театре. Расставить акценты, определиться с лидерами, отделить настоящее от мнимого – сделать это с каждым годом все сложнее, так как театральные люди в большинстве своем уже освоили глянцевое искусство пиара.

Конкуренция на театральном поле бьет все рекорды – с бешеной скоростью осваиваются новые жанры, рождаются новые театры, появляются новые фестивали и новые премии, пишутся новые пьесы и переписываются старые, актеры с легкостью меняют пристанища, больше всего на свете боясь выпасть из обоймы – из сериалов и антреприз. Работы, слава богу, много. В кои-то веки, на всех хватает. Давайте же порадуемся за обыкновенного среднего артиста, которому во все эпохи не везло. Ведь раньше участь его была предопределена – «кушать подано» и «слушаюсь» – и так всю жизнь, до пенсии. Малозначащие эпизоды в кино. А то и «групповки» с «массовками». Самостоятельные работы на малых сценах, обычно кончающиеся крахом. Ресторан ВТО – рассадник черной зависти. И тотальный алкоголизм, как следствие неудавшейся карьеры. Сегодня среднему артисту живется вольготно, он востребован и уважаем. Его рвут на части телепродюсеры и антрепренеры. У него берут интервью модные журналы, он постоянный участник различных ток- и реалити-шоу. Он желанный гость на тусовках и презентациях. Зритель его боготворит, комедия с его участием – верный залог успеха. Гении потеснились, отошли на второй план, уступив место Великому Среднему Артисту. Как ни вспомнить диалог из чеховской «Чайки»: «Пала сцена, Ирина Николавна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни.» – «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Феномен успеха среднего артиста требует отдельного изучения, чем занимаемся и мы, разбирая вкусы и пристрастия сегодняшней публики. Сомнительность поговорки «победителей не судят» подтверждается именно в живом театральном процессе, когда исследовать успех подчас интереснее, чем провал. Так, делясь своими сомнениями, мы пытаемся установить ту магическую связь между сценой и зрителем, которая и является главным смыслом театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • В Et Cetera выходит спектакль о революции

    Трагикомическая история семьи о стремлении к комфорту на фоне революции пополнит репертуар театра Et Cetera под руководством Алексанлдра Калягина. Премьера состоится 11 декабря. В основе спектакля в постановке Михаила Бычкова – трагифарс украинского драматурга Миколы Кулиша (1892-1937). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск; какие победы принес Год театра: интервью с зам. министра культуры Павлом Степановым; что тревожит Даниила Крамера: джазмен о роли культуры в судьбе нации; о чем говорили Тамара Синявская, Василий Лановой, Владимир Машков и другие лауреаты премии «Звезда Театрала»; какие подарки зрителям готовит певица Мариам Мерабова; о каких ролях мечтает Александр Лазарев; что заставило немецкого режиссера Йозуа Резинга увидеть в Кафке злободневность: в Театре им. ...
  • В «Сатириконе» пропишется «Дорогая Елена Сергеевна»

    В театре «Сатирикон» начались репетиции психологической драмы по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Постановщик – выпускник мастерской Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Владимир Жуков. ...
Читайте также