Победителей не судят?

 
Каждый декабрь наш журнал встречает свой личный отдельный новый год, потому что появились мы на свет в декабре 2003 года. Три года – это совсем небольшой срок жизни с точки зрения вечности. Но выпускать театральное издание в эпоху тотального гламура! Согласитесь, «что-то героическое в этом есть», как справедливо заметил персонаж известного фильма.
Современная жизнь стремительна в своих изменениях. Театру, как искусству консервативному, угнаться за переменами бывает невероятно трудно. Сменяют друг друга герои и кумиры, режиссерский почерк, утратив, былую каллиграфическую скрупулезность, становится беглым, подпрыгивающим, пестрит условными значками и сокращениями. Мы живем в эпоху «нрзб». Помочь зрителям разобрать тайные иероглифы – одна из задач пишущих и говорящих о театре. Расставить акценты, определиться с лидерами, отделить настоящее от мнимого – сделать это с каждым годом все сложнее, так как театральные люди в большинстве своем уже освоили глянцевое искусство пиара.

Конкуренция на театральном поле бьет все рекорды – с бешеной скоростью осваиваются новые жанры, рождаются новые театры, появляются новые фестивали и новые премии, пишутся новые пьесы и переписываются старые, актеры с легкостью меняют пристанища, больше всего на свете боясь выпасть из обоймы – из сериалов и антреприз. Работы, слава богу, много. В кои-то веки, на всех хватает. Давайте же порадуемся за обыкновенного среднего артиста, которому во все эпохи не везло. Ведь раньше участь его была предопределена – «кушать подано» и «слушаюсь» – и так всю жизнь, до пенсии. Малозначащие эпизоды в кино. А то и «групповки» с «массовками». Самостоятельные работы на малых сценах, обычно кончающиеся крахом. Ресторан ВТО – рассадник черной зависти. И тотальный алкоголизм, как следствие неудавшейся карьеры. Сегодня среднему артисту живется вольготно, он востребован и уважаем. Его рвут на части телепродюсеры и антрепренеры. У него берут интервью модные журналы, он постоянный участник различных ток- и реалити-шоу. Он желанный гость на тусовках и презентациях. Зритель его боготворит, комедия с его участием – верный залог успеха. Гении потеснились, отошли на второй план, уступив место Великому Среднему Артисту. Как ни вспомнить диалог из чеховской «Чайки»: «Пала сцена, Ирина Николавна! Прежде были могучие дубы, а теперь мы видим одни только пни.» – «Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше». Феномен успеха среднего артиста требует отдельного изучения, чем занимаемся и мы, разбирая вкусы и пристрастия сегодняшней публики. Сомнительность поговорки «победителей не судят» подтверждается именно в живом театральном процессе, когда исследовать успех подчас интереснее, чем провал. Так, делясь своими сомнениями, мы пытаемся установить ту магическую связь между сценой и зрителем, которая и является главным смыслом театра.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Марк Розовский ставит Достоевского

    Театр «У Никитских ворот» 1 ноября представит новый спектакль «Убивец» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В преддверии премьеры режиссер-постановщик Марк Розовский рассказал о своей новой работе: «Наше прочтение Достоевского зиждется на литературоведческом открытии Михаила Михайловича Бахтина, который назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, гениально обнаружив двойниковость и другие взаимоотражения в персонажной системе этого произведения. ...
  • Дмитрий Крымов проведет мастер-класс в Петербурге

    Художник Дмитрий Крымов принял предложение Мастерской Современного Театра провести мастер-класс (28 и 29 октября), посвященный извечной теме театрального искусства «Замысел и его воплощение». «Как рождаются шедевры на сцене? Как подобрать тот самый ключик образного языка, который будет вскрывать смысл пьесы и затрагивать душу зрителя? Мастер-класс Дмитрия Крымова не дает ответы на все вопросы, но позволяет прийти к самостоятельным выводам экспериментальным путем», – говорится в аннотации на странице Мастерской Современного Театра в Вконтакте. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • Театр «Практика» обратился к польской драматургии

    Театр «Практика» готовится представить премьеру спектакля «У нас все хорошо» по пьесе польского драматурга Дороты Масловской. Над постановкой работают артисты театра «Июльансамбль» под руководством молодого режиссера Ивана Комарова, известного работами «Баал» и «Абюьз» в Центре им. ...
Читайте также