Анна Тараторкина

«Надо идти своей дорогой»

 
«Театрал» начинает спецпроект «Актерские династии». Семейные традиции, как известно, это и груз ответственности, и большое подспорье в карьере: легендарные родители сначала помогают делать школьные уроки, а потом выбирают для тебя идеального педагога в театральном вузе и не оставляют без профессионального совета. Иногда становятся партнерами по сцене или съемочной площадке. Об этом корреспондент «Театрала» поговорила с актрисой РАМТа Анной Тараторкиной, дочерью Георгия Тараторкина и Екатерины Марковой, писательницы и актрисы, известной многим по роли Гали Четвертак в фильме «А зори здесь тихие».
- Вы с папой вместе играете в театре и в кино. Какие у Вас ощущения от работы с близким человеком?
- Это как клубок из разнообразных ощущений, как снежный ком, который растет, меняется. Мы вместе с папой играем в спектакле «Самое дорогое – бесплатно» в постановке Юрия Еремина, и еще в спектакле на двоих «Американские горки» режиссера Александра Назарова. Сказать, что у него многому можно научиться, значит не сказать ничего! С папой всегда удобно и легко и в жизни, и на сцене. Хотя поначалу мне было сложно абстрагироваться от того, что рядом папа. Оказалось, что он, такой мягкий дома – очень требовательный и жесткий в работе.

На репетициях «Американских горок» было сложно и мне и папе: у него никак не получалось отключить в себе внутреннего педагога, постоянно наблюдающего за мной со стороны. И только отыграв несколько первых спектаклей, он наконец себя «отпустил». Для меня этот спектакль очень дорог ещё и потому, что это возможность признаться папе в любви.

- А он Вам что-то советует в профессии?
- Да, но без готовых рецептов. Он умеет навести на размышления в нужном направлении. Иногда какое-то одно его слово может спровоцировать в тебе множество вопросов, без твоих ответов на которые не выстроится и не сложится персонажная судьба. При этом он очень лаконичен. Он больше слушает, и то, как он слушает, создаёт пространство диалога. Запомнила его фразу: «В этой профессии надо уметь ждать и рисковать». Точнее не скажешь.

Когда папа набрал свой первый и единственный курс во ВГИКе, я ещё училась в школе. И пережила период жгучей ревности. Я так дорожила нашими особыми доверительными отношениями, а тут у него появилось 20 с лишним новых «детей»! И к каждому он относился практически так же, как к нам с братом. Он даже на показы своих выпускников сопровождал. Мне рассказывали в РАМТе, как удивительно было видеть Тараторкина, нервно вышагивающего из угла в угол в каком-то закутке, пока решалась судьба его учеников. Кстати, тогда взяли в театр двоих – Нелли Уварову и Андрея Сипина.

- Ваш дедушка известный писатель Георгий Марков, мама, брат и бабушка – тоже писатели. Литературный дар  передается по наследству?
– Вы хотите сказать, что теперь дело за мной? (Смеётся.) Школьные сочинения я писала на 5+. Да и учителя считали, что у меня все данные, чтобы всерьёз заняться литературой. А мама вообще мечтала, чтобы  я стала филологом (ну или хотя бы журналистом), тем более что мне хорошо даются иностранные языки. От выбора актёрской профессии она меня отговаривала, говорила прямо: «Профессия подлая, мстительная и непредсказуемая!» На что я парировала: начать писать я смогу всегда, а знать как минимум два языка должен любой современный человек. А вот у моего брата выходит книга о Василии Блаженном в серии ЖЗЛ. Филипп – историк, кандидат исторических наук, скоро защитит докторскую диссертацию. Он – доцент РГГУ. Хотя мог бы стать потрясающим актёром, но отверг актёрство сознательно, причём в весьма юном возрасте. Когда он в пять лет читал стихи Блока со сцены Дома кино, то получил заманчивое предложение сняться в роли сына Алексея Баталова. На что он, не задумываясь, ответил: «Что я, дурак, что ли, так себе с детства нервы трепать?» (Смеётся.)

- Как себя настраивали перед поступлением в театральный вуз?
- Я шла напролом. У меня был бешеный азарт, нечеловеческое желание высказаться. Я отобрала 7 отрывков из прозы, 4 басни, огромное количество стихотворений…Намного больше, чем требовалось, с избытком. Решила для себя: если везде, куда буду поступать, дойду до конкурса, значит, буду иметь право попробовать. Родителей я отстранила от всякой помощи в подготовке. Они умоляли: «Анечка, ну прочитай хотя бы строчку», но я была непреклонна! (Смеётся.) Вот парадокс: перед приемной комиссией был большой азарт и боевой настрой, стремление расшевелить их и заставить сбросить скучающий вид. Но своих родителей я очень стеснялась. Наверное, боялась раскрыться перед ними через какую-то любимую литературу, рассказать о сокровенном.

В «Щуке» я дошла до конкурса, но передумала из-за того, что там училась моя мама. У меня в голове засело: надо идти своей дорогой. По этой причине я не поступала во ВГИК, где преподавал  папа. Дошла до конкурса у Хейфеца в Школе-студии МХАТ…В итоге я выбрала Высшее театральное училище имени Щепкина, где курс набирал Виктор Иванович Коршунов.

- Легкая победа нередко оборачивается разочарованием…
- Да, пожалуй. Ведь я не «актёрский ребенок» в традиционном понимании. Поэтому изнанку профессии я никогда не видела, и, естественно, меня ждало много разочарований. Многое поняла, только окунувшись в учёбу и работу.

- С Театром имени Моссовета Вас связывают родственные отношения. Почему не пошли туда?
- Я показывалась там, и получила приглашение. Но предложение от художественного руководителя РАМТа  Алексея Владимировича Бородина было более конкретным, он предлагал определенную работу. И я выбрала РАМТ. Однако в Театре имени Моссовета я два года играла роль Корделии в «Короле Лире», где у Козакова была заглавная роль. Михаил Михайлович Козаков – это отдельная тема. Помню, как я ездила к нему домой на Селезнёвскую улицу, он поил меня чаем и рассказывал много разных историй…Помню, как в первый мой приезд к нему мы проговорили два часа о его фильме «Безымянная звезда». В училище моим дипломным спектаклем была как раз «Безымянная звезда», где я играла Мону. Этот разговор помог мне немного расслабиться и попытаться настроиться на равное партнёрство. Так получилось, что для меня первой сценической репетицией стал непосредственно спектакль, в который я вводилась. Я стояла в кулисе и тряслась. Михаил Михайлович очень помог мне тем, с какой теплотой и уверенностью сказал: «Не бойся, деточка, всё будет хорошо».

- Старшее поколение относится к театру с трепетом. А ваши театральные очарования и разочарования как-то уравновесились?
- Я стараюсь сохранить в себе тот трепет, который остался с детства. Как в те редкие дни, когда папа брал меня с собой в театр. Я здоровалась с вахтёршами на служебном входе, а когда проходила под сценой, слышала отголоски идущего спектакля. Помню запах костюмов, грима, какого теперь уже не делают…

Мне было 4 года, когда я впервые пришла в театр на спектакль. Папа очень ответственно подошел к этому событию, и сам заранее посмотрел спектакль. Это была «Пчёлка», в которой Александр Леньков замечательно играл Короля гномов, беззаветно и безнадёжно любившего главную героиню. Помню восхищение и радостную боль за его героев. Помню, как щипало от слёз в носу, и сердце разрывалось от сострадания и сопереживания. Тогда детским сознанием отметила открытие: «Почему мне так больно? Ведь я же не разбила себе коленку…». Мне бы хотелось это своё воспоминание, своё отношение сберечь, оградив от циничных реалий сегодняшнего театра.

- Вы много снимаетесь в кино, за плечами главные роли в фильмах «07-й меняет курс», «Спасти мужа», «Смертельная схватка», «Земля людей». Какой опыт в кино был для вас особенно важным?
-Фильм Сергея Говорухина «Земля людей» вышел в 2011 году. По мотивам его же повести «Мутный материк». Режиссёр очень бережно относился к этой во многом автобиографической истории, поэтому требовал  жёсткого соответствия своим задачам. Диалога с актерами не получалось. Это такой экстремальный опыт работы, опыт подчинения. Надо сказать в оправдание: Сергей Станиславович был человеком сложной судьбы, и это давало ему право на многое. Ему было, что сказать.

- Любопытно, родители с Вами делились опытом, как правильно реагировать на публичное внимание, когда узнают на улице?
- Да нет, как-то не помню, чтобы мы вообще об этом говорили. Был один забавный случай. Вместе с Григорием Антипенко мы сыграли в фильме «Спасти мужа». Как-то меня на улице остановила женщина и говорит яростно: «Как же тебе не стыдно так его целовать, так обнимать? Он же женатый, у него двое детей!» Я не нашлась, что ей ответить, растерялась и покраснела. Похожие случаи были ещё. Всегда так неожиданно! Привыкнуть никак не могу.

На следующей неделе читайте интервью с Иваном Волковым  


  • Нравится


Самое читаемое

  • В Грузии устроили протест против гастролей театра «У Никитских ворот»

    В Кутаиси вечером в  субботу, 19 октября, около двух десятков членов неправительственной организации вышли на акцию протеста, стихийно устроенную перед знанием Театра им. Месхишвили. Участники акции показали администрации кутаисского театра и московской труппе «красные карточки», заявив тем самым, что для них неприемлемо нахождение российского театра в Кутаиси. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» готовит премьеру последнего спектакля Марка Захарова

    Творческая команда «Ленкома» продолжает работу над спектаклем «Капкан» по произведениям Владимира Сорокина, который не успел закончить Марк Захаров. Первоначально премьера намечалась на 2 декабря. Эту дату дирекция «Ленкома» решила не менять. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также